В уезде Юндэ юго-западной китайской провинции Юньнань дождь бывает разным. В высокогорном районе он бывает моросящим, обильным или проливным, дает воду зеленым ландшафтам и жителям. Однако Ван Фэнцзяо, которая живет и учит детей в уезде, дожди постоянно приносили тревогу и беспокойство. Когда шел дождь, она думала о своей дочери, которая училась в классе, не защищенном от дождя.
«Когда на улице дождь, внутри моросило»
Вплоть до июля прошлого года дочь Ван Фэнцзяо вместе с 400 школьниками учились в классах, которые были собраны из композитных досок. Поскольку аудитории не были полностью герметичными, они особенно уязвимы для ветра и воды. «В дождливые дни вода и ветер проникали в классы», — сказала Ван Фэнцзяо в интервью сайту «Жэньминьван». Она также добавила: «Сезон дождей здесь очень продолжительный, длится до шести месяцев. Учебники были постоянно мокрыми».
После более чем трехчасовой езды по ухабистой дороге от подножья горы до кампуса на горе мы прибыли в ныне заброшенную начальную школу в Минлане. Место уютно расположено среди пышной зеленой растительности, издалека казалось, что все в порядке. Однако зелень не могла замаскировать интерьеры классных комнат, в основном это были открытие площадки, затененные металлическим навесом, который мог дать лишь скудную защиту.
«Когда шел дождь, внутри моросило», — сказала Юань Вэньсянь, бывший директор начальной школы. «Иногда учителям приходилось приносить ведра, чтобы собирать воду посреди класса». «В аудиториях не было звукоизоляции, дети могли слышать звуки из двух других классов», — добавила она.
Она указала на металлическую крышу, чтобы объяснить, как дождь попадал в класс, когда мы рассматривали пустую классную комнату и изучали, что пришлось пережить учащимся во время учебы. Интерьер был обшарпанным, пол — пыльным, а школьные парты качались из стороны в сторону, но яркие рисунки и написанные от руки иероглифы на доске, а также наклейки на стенах смогли запечатлеть стремление к знаниям, радость и дорогие воспоминания, которыми дети делились под крышей этого класса.
Импровизированные классы, которые были созданы на месте старинной начальной школы, были недолговечными. На самом деле они служили лишь как «переходный пункт» от ветхого кампуса к новой школе. Предложение построить новую школу поступило в 2016 году, а само строительство было намечено на 2018 год. Однако из-за плохой работы строительной компании, вспышки эпидемии COVID-19 и затяжного сезона дождей строительство периодически останавливалось. На протяжении всего процесса учащиеся ждали, взрослели и вновь ждали. Они ждали около пяти лет.
Сообщение получено, работа продолжена
Ван Фэнцзяо заметила Доску сообщений для лидеров — платформу, созданную сайтом «Жэньминьван». Она узнала об этой площадке в новостях, но никогда не думала, что эта платформа имеет какое-либо отношение к ней. Женщина изучила вопросы, которые были на платформе, и заметила, что сельчане жаловались на плохую воду из-под крана, водители сообщали о плохих дорогах, а рабочие-мигранты требовали невыплаченную заработную плату. Ван Фэнцзяо была приятно удивлена, как быстро эти сообщения получали ответы и как быстро принимались соответствующие меры. В тот пасмурный день в конце декабря она подумала о своей дочери-первокласснице и ее дождливой классной комнате и именно тогда решила написать свое сообщение.
«Аудитории нескольких классов начальной школы в деревне Минлан были временными помещениями, напоминали места, где живут рабочие на строительных объектах. Школьники учились в этих классах на протяжении пяти лет», — написала Ван Фэнцзяо на Доске сообщений для лидеров 30 декабря 2020 года. В своем онлайн-сообщении учитель средних классов описала тяжелую ситуацию в школе.
Она пожаловалась на задержку в строительстве и привлекла внимание к экологическим факторам, которые, на ее взгляд, следует учитывать в будущих строительных проектах. «В Минлане обильные дожди и очень холодная зима. Это надо учитывать», — добавила женщина.
После отправки сообщения Ван Фэнцзяо пыталась представить, какие получит ответы и получит ли их вообще. Она не ожидала, что через три дня после публикации получит сообщение о том, что проблема решается.
Но ее сообщение было немедленно передано в региональное бюро образования и спорта.
4 января чиновники этого бюро встретились с представителями строительной компании, чтобы обсудить возможность возобновления проекта. Через два дня работники компании вместе с представителями из двух местных бюро прибыли на место новой школы и возобновили строительство.
Сворачивая горы
Чтобы учащиеся могли учиться в приличных классах в новом учебном году, местное бюро образования и спорта установило жесткий график строительства. Строительная компания пообещала завершить проект до 30 августа, за день до начала нового учебного года.
Их ждала грандиозная работа: пришлось не только устроить погоню за временем, но и бороться с окружающей средой и погодой. Чтобы построить новый учебный кампус, им пришлось свернуть горы.
Дороги были первым препятствием, с которым рабочие столкнулись в строительстве. Им потребовалось много времени, чтобы осторожно перевезти строительные материалы на гору. Но изрезанная колеями дорога лучше, чем ее полное отсутствие. «Нам приходилось ремонтировать дорогу снова и снова, потому что каждый раз, когда грузовая машина проезжала, она наносила повреждения», — заметил Фэн Жувэй, менеджер проекта строительной компании, в интервью сайту «Жэньминьван».
Проливной дождь, который был главной причиной начала этой миссии, также преследовал рабочих на строительной площадке. Поскольку дожди делали невозможной заливку бетона, кладку кирпича и другие работы, им приходилось выполнять эти работы в первые четыре месяца. В июне мы спешили завершить крышу основного здания, для того чтобы работать внутри в сезон дождей«, — сказал Фэн Жувэй.
Иногда сельские жители после своей работы приходили на помощь. Они мыли полы, выкладывали дорожки из гальки, готовили еду для строителей.
Кирпич за кирпичом новая начальная школа в Минлане была завершена и открыта для учащихся к 1 сентября, по расписанию.
Радуга после дождя
По прибытии в новую школу первое, что нас поразило, — это не сам грандиозный школьный комплекс, а его цвет, впечатляющее и освежающее смешение бежевого и кирпично-красного цветов. В свежевыкрашенном кампусе расположен хорошо оборудованный учебный корпус, два отдельных общежития и просторная столовая. В настоящее время строятся крытый стадион и здание факультета, которые начнут свою работу в начале следующего года.
Ученики новой школе в Минлане повторяют уроки. Фото Шэн Шуан/Сайт «Жэньминьван».
Под звуки чтения и обучения мы вошли в кабинет на втором этаже учебного корпуса. У нас была возможность встретиться и поговорить с Ван Фэнцзяо, матерью и учителем, которая сделала все возможное, Лу Цзяньхуа, директором начальной школы, и представителями местного правительства, которые работали днями и ночами, чтобы успешно завершить проект. «Я была шокирована, что ответ пришел так быстро и строительство возобновилось через неделю после моих жалоб», — удовлетворенно сказала Ван Фэнцзяо.
Окидывая взором этот путь, она почувствовала сильное чувство удовлетворения, ее голос и мнение имеют значение. «Моя роль была незначительная, поскольку я лишь написала сообщение. В течение всего процесса я чувствовала, что хорошо проинформирована и меня уважают», — сказала Ван Фэнцзяо. «Я почувствовала, что сыграла роль в улучшении жизни всего уезда», — добавила она. По словам директора школы, в настоящее время в начальной школе 19 классов, 758 учащихся, 42 учителя. Новая школа и хорошо оборудованные аудитории привлекают больше детей из близлежащих деревень.
Когда мы вышли из офиса и вошли в один из классов, прозвенел звонок. Ученики, которые несколько секунд назад читали древние китайские стихи, собрались на детской площадке, где они играли в разные детские игры. Залитые дождем классные помещения и поспешная эвакуация посреди занятий остались в прошлом. В тот момент они по-настоящему наслаждались их школьной жизнью.
Дети играют во дворе новой начальной школы в Минлане. Фото Шэн Шуан/Сайт «Жэньминьван».
Ровно в 6 вечера, когда прозвенел последний звонок дня, фонтан рядом с игровой площадкой внезапно начал выплескивать воду в воздух, привлекая многочисленных детей. Легкое сияние солнечных лучей оставляет уникальное искусственное чудо. «Смотрите, радуга!» — взволнованно крикнула девочка.