Главная Экономика 19:01 17 Декабря 2016 5908
Ан-24 улетел, но обещает вернуться

Повышать транспортную доступность регионов правительство собралось с помощью SJJ-100. Хотя он до провинциальных аэродромов точно не долетит. В отличие от Ан-24

Анатолий Журин

Правительство выделило 5 млрд рублей на «развитие рынка малой авиации и повышение транспортной доступности в регионах». Средства планируется потратить на покупку самолетов «Сухой Суперджет 100» и чешского Л-410.

Хотя эти самолеты точно не долетят до провинциальных аэродромов, где нет специально оборудованных взлетных полос. Это мог делать наш старый знакомый Ан-24, но он объявлен бесперспективным. Государственная поддержка обещана только тем отечественным производителям, чья продукция ориентирована на экспорт, поскольку это, по мнению Минтранса и Минпромторга, в состоянии обеспечить выход на серийность и окупаемость. Между тем в соседнем Китае наши «бесперспективные» самолеты получили вторую жизнь и с легкой китайской руки успешно выходят на внешние рынки.

«Наше правительство, похоже, окончательно запуталось в программах авиастроения, — считает авторитетный специалист, бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег СМИРНОВ. — Попытки восстановить воздушное сообщение внутри страны обречены до тех пор, пока у нас нет собственного надежного регионального самолета. Способного заменить Ан-24, который летает в сложнейших погодных условиях и может садиться даже на грунт. Эта рабочая лошадка до сих пор выручает жителей Якутии, где местная авиакомпания продолжает использовать шесть машин, потому что замены им нет».

Этому турбовинтовому самолету в советские времена по популярности не было равных: он эксплуатировался в 26 странах — в пустыне, тропиках, тайге и тундре. Всего было выпущено более 1300 машин. Ресурс Ан-24 конструкторы довели до 50 тысяч летных часов, или 35 тысяч полетов, что было абсолютным рекордом надежности для отечественного авиапрома. Тем не менее еще на закате СССР ставка была сделана на другие самолеты, и сборочный конвейер Ан-24 был остановлен.

Скоро выяснилось, что с этим решением мы явно поспешили. Лицензию на самолет приобрели китайцы, которые с 1982 года начали выпускать свои модификации. Сначала это были Y-7, а сегодня у него другое название — Xian МА60, что в переводе означает «Новая лодка 60». Внешне это все тот же Ан-24, но с удлиненным на метр фюзеляжем (что увеличило объем переднего багажного отделения) и более экономичным канадским двигателем Pratt & Whitney 127J.

Плюс более удобные кресла, современная авионика и система кондиционирования, подсобные помещения с духовыми шкафами. Модернизация МА60 проведена при поддержке китайского правительства. С 2004 года в КНР выпущены сотни машин, которые эксплуатируются внутри страны и за рубежом. В том числе в странах Африки и в Средней Азии, где еще недавно пользовались исключительно советскими региональными самолетами.

По прогнозу ГосНИИ гражданской авиации, сделанному еще в 2009-м, российским авиаперевозчикам для внутреннего рынка до 2025 года требовалось порядка 200 турбовинтовых самолетов на 41-85 пассажиров. И авиакомпании закупают сейчас региональные самолеты, но не отечественные, а канадские Bombardier и франко-итальянские ATR. Именно они покрывают существующие потребности в турбовинтовой гражданской авиации.

Нельзя сказать, что наши авиастроители не пытались удержать свой рынок. У нас было два вполне перспективных самолета, которые должны были прийти на замену Ан-24, — это Ан-140 и Ил-114. К сожалению, опыт эксплуатации Ан-140 показал, что любая поломка оборачивалась длительным простоем техники и необоснованными тратами на лизинг. Когда самолет летал, он устраивал авиакомпании и наземные службы по всем параметрам, но ремонт не поставленных на поток машин обходился слишком дорого. Судьба ташкентского Ил-114 была предопределена нарушением кооперационных связей с Узбекистаном. Ильюшинцы попытались самостоятельно продвигать этот самолет на российском рынке, но безуспешно. Натолкнулись на неразрешимые проблемы, связанные с падением рубля и таможенными барьерами, и попытки оснастить машину канадскими двигателями.

Впрочем, на нашем региональном рынке скоро может появиться достойный конкурент. Год назад на площадке Восточного экономического форума министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка подписал рамочное соглашение о сотрудничестве по проекту производства самолетов с китайскими партнерами — Xi’an Aircraft Industrial Corporation и Jiangsu Baoli International Investment Company. Как нетрудно догадаться, речь идет о до боли знакомом Xian МА60. Как сообщало Минвостокразвития, производство этих самолетов планируется разместить в индустриальном кластере ТОР «Комсомольск».

Почему же не наши авиастроители, а китайцы предлагают строить для России фактически наши же самолеты? Вот что думает по этому поводу исполнительный директор аналитического агентства «Авиапорт» Олег ПАНТЕЛЕЕВ:

— Китайцы проводят технологическую экспансию за счет грамотного маркетинга. Берут лицензию на хорошо себя зарекомендовавший самолет и ориентируют производственную программу на рынки, которые в свое время занимала советская авиатехника. В отличие от США и стран ЕС там не нужно проходить сертификацию по нормам европейских ЕАС и американских ФАИ. Правда, и здесь есть свои проблемы. Во-первых, китайские проекты основаны на заделах еще советского авиапрома и больших успехов на глобальном рынке они не добились. Все тот же МА60 пока не демонстрирует необходимой надежности — есть поломки, даже катастрофы. Но в Китае быстро учатся, и можно не сомневаться, что со временем наверняка добьются своего. Перспективные направления у них более масштабные. Например, создание при участии России широкофюзеляжной дальнемагистральной машины. Вот тут уже китайские авиастроители замахнутся не только на постсоветский, но и на мировой рынок...

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 5613
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...

Закрываются дилерские центры, торговавшие китайскими автомашинами

Максим Башкеев
Труд
Проблема вовсе не в качестве автомашин китайской сборки. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В первом квартале текущего года на 30% просели продажи «большой четверки»: Haval, Chery, Geely и Changan. Неужто наши автомобилисты решили пересесть на модели отечественного производства? Проблема вовсе не в качестве...

28 апреля впервые в истории Европы произошел блэкаут одновременно в нескольких странах ЕС, сильно завязанных на «зеленую» энергетику

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Испанцы отличаются природным фатализмом, но даже некоторых из них охватила паника. Фото: Jan-Uwe Ronneburger/dpa, globallookpress.com

В первые майские дни без света сидели многие жители Подмосковья — погодные катаклизмы обесточили ряд районов, дачники срочно запасались свечами. Энергетики подлатали сети, свет включился, но осадок остался. А тем временем...

По его словам, этими случаями займется Госдума

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы рассмотрят жалобы клиентов банков на односторонние изменения кредитными организациями условий оказания финансовых услуг. Об этом сообщил в своем Telegram-канале председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. «Обязательно...

Правительство отказалось ввести регулирование розничных цен на социально значимые товары

Алекс Зверев
Труд
Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Правительство РФ не поддержало законопроект думской фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) о регулировании розничных цен на социально значимые товары. В советское время торговля...

В России резко подорожал картофель: за год почти втрое! И все те же вопросы: кто виноват и что делать?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
За год цена на картошку в магазинах подскочила без малого втрое. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Как следует из отчета Росстата, цена на картофель за год поднялась в рознице не на проценты, а на порядок — в 2,8 раза. Только с января цены подскочили на 85%. Оптовая же...

В России побит рекорд по числу банкротов. Очевидно, что люди не «вывозят» кредиты

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Мы пожинаем идеологию общества потребления, когда иметь стало важнее, чем быть. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В прошлом году рекордное число наших граждан признали себя банкротами — 431,9 тысячи человек, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве. 2025-й, вероятно, будет еще богаче на банкротства. Очевидно,...

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано в июне 2024-го, в ходе визита Владимира Путина в КНДР

Фото: www.government.ru

Глава правительства РФ Михаил Мишустин запустил строительство автомобильного моста через реку Туманную в Приморском крае, который соединит Россию с Северной Кореей. Об этом в среду, 30 апреля сообщает Telegram-канал российского кабмина. Церемония...

С иском против бывшего главы «Роснано» в суд обратилось конкурсное руководство компании «Лира»

Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Арбитражный суд Москвы отказался привлечь бывшего главу государственной корпорации «Роснано» Анатолия Чубайса к ответственности по миллиардным долгам компании «Лира». Об этом сообщает РИА Новости. «Заявитель не...