Главная Экономика 19:01 17 Декабря 2016 5863
Ан-24 улетел, но обещает вернуться

Повышать транспортную доступность регионов правительство собралось с помощью SJJ-100. Хотя он до провинциальных аэродромов точно не долетит. В отличие от Ан-24

Анатолий Журин

Правительство выделило 5 млрд рублей на «развитие рынка малой авиации и повышение транспортной доступности в регионах». Средства планируется потратить на покупку самолетов «Сухой Суперджет 100» и чешского Л-410.

Хотя эти самолеты точно не долетят до провинциальных аэродромов, где нет специально оборудованных взлетных полос. Это мог делать наш старый знакомый Ан-24, но он объявлен бесперспективным. Государственная поддержка обещана только тем отечественным производителям, чья продукция ориентирована на экспорт, поскольку это, по мнению Минтранса и Минпромторга, в состоянии обеспечить выход на серийность и окупаемость. Между тем в соседнем Китае наши «бесперспективные» самолеты получили вторую жизнь и с легкой китайской руки успешно выходят на внешние рынки.

«Наше правительство, похоже, окончательно запуталось в программах авиастроения, — считает авторитетный специалист, бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег СМИРНОВ. — Попытки восстановить воздушное сообщение внутри страны обречены до тех пор, пока у нас нет собственного надежного регионального самолета. Способного заменить Ан-24, который летает в сложнейших погодных условиях и может садиться даже на грунт. Эта рабочая лошадка до сих пор выручает жителей Якутии, где местная авиакомпания продолжает использовать шесть машин, потому что замены им нет».

Этому турбовинтовому самолету в советские времена по популярности не было равных: он эксплуатировался в 26 странах — в пустыне, тропиках, тайге и тундре. Всего было выпущено более 1300 машин. Ресурс Ан-24 конструкторы довели до 50 тысяч летных часов, или 35 тысяч полетов, что было абсолютным рекордом надежности для отечественного авиапрома. Тем не менее еще на закате СССР ставка была сделана на другие самолеты, и сборочный конвейер Ан-24 был остановлен.

Скоро выяснилось, что с этим решением мы явно поспешили. Лицензию на самолет приобрели китайцы, которые с 1982 года начали выпускать свои модификации. Сначала это были Y-7, а сегодня у него другое название — Xian МА60, что в переводе означает «Новая лодка 60». Внешне это все тот же Ан-24, но с удлиненным на метр фюзеляжем (что увеличило объем переднего багажного отделения) и более экономичным канадским двигателем Pratt & Whitney 127J.

Плюс более удобные кресла, современная авионика и система кондиционирования, подсобные помещения с духовыми шкафами. Модернизация МА60 проведена при поддержке китайского правительства. С 2004 года в КНР выпущены сотни машин, которые эксплуатируются внутри страны и за рубежом. В том числе в странах Африки и в Средней Азии, где еще недавно пользовались исключительно советскими региональными самолетами.

По прогнозу ГосНИИ гражданской авиации, сделанному еще в 2009-м, российским авиаперевозчикам для внутреннего рынка до 2025 года требовалось порядка 200 турбовинтовых самолетов на 41-85 пассажиров. И авиакомпании закупают сейчас региональные самолеты, но не отечественные, а канадские Bombardier и франко-итальянские ATR. Именно они покрывают существующие потребности в турбовинтовой гражданской авиации.

Нельзя сказать, что наши авиастроители не пытались удержать свой рынок. У нас было два вполне перспективных самолета, которые должны были прийти на замену Ан-24, — это Ан-140 и Ил-114. К сожалению, опыт эксплуатации Ан-140 показал, что любая поломка оборачивалась длительным простоем техники и необоснованными тратами на лизинг. Когда самолет летал, он устраивал авиакомпании и наземные службы по всем параметрам, но ремонт не поставленных на поток машин обходился слишком дорого. Судьба ташкентского Ил-114 была предопределена нарушением кооперационных связей с Узбекистаном. Ильюшинцы попытались самостоятельно продвигать этот самолет на российском рынке, но безуспешно. Натолкнулись на неразрешимые проблемы, связанные с падением рубля и таможенными барьерами, и попытки оснастить машину канадскими двигателями.

Впрочем, на нашем региональном рынке скоро может появиться достойный конкурент. Год назад на площадке Восточного экономического форума министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка подписал рамочное соглашение о сотрудничестве по проекту производства самолетов с китайскими партнерами — Xi’an Aircraft Industrial Corporation и Jiangsu Baoli International Investment Company. Как нетрудно догадаться, речь идет о до боли знакомом Xian МА60. Как сообщало Минвостокразвития, производство этих самолетов планируется разместить в индустриальном кластере ТОР «Комсомольск».

Почему же не наши авиастроители, а китайцы предлагают строить для России фактически наши же самолеты? Вот что думает по этому поводу исполнительный директор аналитического агентства «Авиапорт» Олег ПАНТЕЛЕЕВ:

— Китайцы проводят технологическую экспансию за счет грамотного маркетинга. Берут лицензию на хорошо себя зарекомендовавший самолет и ориентируют производственную программу на рынки, которые в свое время занимала советская авиатехника. В отличие от США и стран ЕС там не нужно проходить сертификацию по нормам европейских ЕАС и американских ФАИ. Правда, и здесь есть свои проблемы. Во-первых, китайские проекты основаны на заделах еще советского авиапрома и больших успехов на глобальном рынке они не добились. Все тот же МА60 пока не демонстрирует необходимой надежности — есть поломки, даже катастрофы. Но в Китае быстро учатся, и можно не сомневаться, что со временем наверняка добьются своего. Перспективные направления у них более масштабные. Например, создание при участии России широкофюзеляжной дальнемагистральной машины. Вот тут уже китайские авиастроители замахнутся не только на постсоветский, но и на мировой рынок...

Экономика 00:01 / 25 Октября 2024 10922
Идут белые снеги

Наступающая зима станет очередным испытанием для коммунальных служб и граждан - в этом нет сомнений

Александр Киденис
Труд
Многие будущие виновники ЧП уже готовы к оправданиям: мол, нечем ремонтировать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещает нам аномальную зиму 2024-2025 годов с резкими перепадами температуры и рекордными осадками — самую снежную за 300 лет. Слушаешь такие прогнозы и заранее...

Бюджетные деньги были переведены учрежденной «Роснано» компании «Пластик Лоджик», не имевшей технологий и кадров для создания подобных устройств 

Экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Бывшие руководители государственной корпорации «Роснано» похитили более 13 миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для производства устройств на основе так называемой гибкой электроники. Последние получили в народе...

Почему на фоне роста благосостояния гражданам все больше нравится секонд-хенд

Александр Киденис
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Продажи подержанных автомашин в России бьют рекорды: более 560 тысяч штук только за август. Ажиотажный спрос, до 30% и выше, зафиксирован на бывшую в употреблении технику и электронику, а также на компьютеры...

Странные вещи происходят на российском продовольственном рынке

Александр Киденис
Труд
В подорожании масла в «Союзмолоке» обвинили россиян, которые съели аномально много... мороженого. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Екатеринбурге случилось небывалое: гангстеры обокрали не ювелирный или винно-водочный магазин, а молочный: похитили... сливочное масло. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что операция была не спонтанной, а продуманной....

«Друзья России - армия, флот и крепкие финансы», - заявил глава Минфина Антон Силуанов

Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы — Если анализировать заявления прежних лет: Вот отдадим [электроэнергетику] частникам — и они будут наращивать мощности. Что нарастили-то? В атомной энергетике...

Соответствующий указ с целью достижения установленных показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» подписал Махмуд-Али Калиматов

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Еще одной задачей совета станет создание благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности. В его состав включены председатель регионального правительства Владимир Сластенин,  вице-премьеры, представители регминистерств, экономических...

Единственный производитель алюминиевой тары – компания «Урбан Крафт» – объявила о переходе с полулитровых банок на 0,45 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Пиво в банках объемом 0,5 литра больше не будет доступно в России, равно как и любые другие напитки. Об этом в четверг, 31 октября сообщает Telegram-канал Mash. По данным обозревателей, единственный в стране производитель алюминиевой упаковки...

Мероприятие пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоится ярмарка «Дошо Гуйре». Она пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Глава республики Махмуд-Али Калиматов отметил, что событие должно привлечь множество...

Экономика 00:02 / 11 Октября 2024 5239
Свечку не держали

Министер сельского хозяйства Оксана Лут призвала молиться богу о дожде

Алекс Зверев
Труд
Министер сельского хозяйства Оксана Лут. Фото: Sergey Elagin, globallookpress.com

Что творится у нас на продовольственном рынке, одному Богу известно. Или, возможно, покровителю урожая Илье-пророку. В начале октября Михаил Мишустин заявлял о рекордных урожаях. «Мы ждем еще результатов этого...

Власти региона активно работают над повышением доходной базы бюджета, и в 2024 году это принесло свои плоды 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Руководство Ингушетии прилагает все усилия, чтобы достичь стабильного социально-экономического развития региона, и сумело добиться сокращения просроченной задолженности перед федеральным центром. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул,...

Президент России намерен предложить коллегам создать новую глобальную финансово-платежную систему

Фото: Михаил Метцель/пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин представит на саммите БРИКС в Казани план по разрушению долларовой системы. Об этом сообщило издание The Economist. Как сказано в статье, Путин намерен предложить лидерам стран – членов объединения создать...

Экономика 00:09 / 15 Ноября 2024 5116
Игра в бутылочку

Государственная дума и Совет Федерации ударили по злостным виновникам падения рождаемости с двух сторон

Марина Крючкова, Максим Башкеев
Труд
За первое полугодие в России родились 599,6 тысячи детей — абсолютный минимум за нашу новейшую историю. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На минувшей неделе, кто не заметил, у нас отличились сразу обе палаты парламента. Госдума мигом, во втором и третьем чтениях, приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. А Совет Федерации, зайдя на цель...

С января его аэропорт начнет принимать гражданские самолеты третьего класса, то есть вместимостью от 20 до 50 пассажиров

Анатолий Журин
Труд
Когда-то пилоты назвали аэропорт в этом городе Шереметьево-3. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В прошлом номере в статье «Полеты во сне. А наяву?» мы рассказывали о проблемах малой авиации в стране: отрасль в кризисе, местные аэродромы закрываются, а замену трудяге-кукурузнику пока...

В ходе своего выступления на форуме глава РФ отметил, что доллар сегодня используется как оружие, что является «большой ошибкой тех, кто это делает» 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин на саммите БРИКС в Казани после завершения заседания организации в расширенном составе ознакомился с символической «купюрой БРИКС». Об этом в среду, 23 октября сообщает «РИА Новости». Журналисты...

Последние три года республика стабильно демонстрирует положительную динамику с точки зрения индекса промышленного производства. Махмуд-Али Калиматов пояснил, как этого удалось добиться 

Фото предоставлено пресс-службой главы и праительства Республики Ингушетия

По данным Росстата, Ингушетия входит в число регионов, которым удается сохранять темп по росту промышленности выше 10%. И по итогам первых десяти месяцев текущего года этот показатель в республике составил 113% по отношению к аналогичному периоду...

В России предложили строить авиадеревни. А пока аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли

Анатолий Журин
Труд
Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

В бескрайней России только малая авиация способна обеспечить транспортную доступность для жителей провинции. Вопрос в том, как это сделать, если отрасль в кризисе, аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?