Людмила Яцышина, туристка, Краснодар: «Члены команды побросали свои дела и первыми покинули корабль»
– Мы с мужем и нашими друзьями шли на лайнере из Барселоны. В момент аварии мы находились в своей каюте.
После того как отключился свет в каюте (в коридорах и некоторых других помещениях он еще какое-то время горел) и корабль слегка накренился, по громкой связи, причем на разных языках (и русском в том числе), постоянно шло объявление, что ничего страшного не произошло, что нет необходимости подниматься на палубу и даже надевать жилеты. Капитан объявлял о «неполадках с осветительной системой, которую вскоре должны устранить». И так продолжалось минут 40.
Но потом все-таки дали команду организованно выходить на палубу – семь коротких гудков и после один длинный. Мы до последнего момента оставались в каюте, следуя распоряжениям, но многие пассажиры сразу надели жилеты и выбрались на палубу. Обстановка для нас осложнилась еще и тем, что после отключения электричества сейф не открывался, так что нам не удалось достать оттуда деньги, документы и некоторые другие ценности, а в темноте мы не смогли отыскать в каюте многих нужных вещей. А многие пассажиры и вовсе находились на спектакле или в ресторанах. Из наших кают хотя бы выпускали наружу, а мне рассказывали, что на некоторых других этажах (уровнях, коридорах) стюарды силой заталкивали пассажиров назад. Это, конечно, усиливало панику. А тот факт, что многие служащие, среди которых преобладали филиппинцы, побросали все свои дела и торопились покинуть корабль, я и сама могу подтвердить, и потом от многих очевидцев слышала.
Пока мы были на судне, свет в коридорах горел. Наклон составлял от 30 до 45 градусов. Даже когда мы шли по коридору, то мы как бы находились в одной плоскости, а все окружающее – в другой. Какая-то неестественная, нереальная картина. А когда уже наблюдали с берега, как корабль накренился сильнее и свет везде внезапно потух. И он до сих пор остается в том же положении.
– Какое сходство и различие у вас было с киношным «Титаником»?
– Наш корабль все-таки стоял относительно неподвижно, в то время как «Титаник», судя по фильму, кренился довольно стремительно. Но я разговаривала с людьми из кают второй палубы – у них вода заливала каюты и коридор еще в самом начале.
Когда мы выбрались на палубу, то прорваться к шлюпкам было непросто. Но нам удалось. В ту часть палубы, в сторону которой пошел наклон судна, довольно быстро перестали пускать – даже тех, кто собирался самостоятельно спрыгнуть в воду с борта. И это обоснованно: ведь их могло затянуть под судно, если бы оно перевернулось.
– По какому принципу пускали в шлюпки первыми?
– Поначалу еще как-то пытались регулировать, чтобы женщин и детей пускать в первую очередь. Но потом и стюардов не было, так что регулировать стало некому. Но до рукопашных схваток, а тем более до стрельбы у нас дело не доходило. Локтями толкались, но не более того. Мне рассказывали уже в гостинице, что у них были ситуации, когда люди падали на пол, а публика по ним топталась, но я не видела этого, утверждать не буду.
– То есть в шлюпки садились как попало?
– Сначала пытались соблюдать очередность, но довольно скоро это пустили на самотек.
Итак, мы прорвались в шлюпку, которая на самом деле представляла собой подобие капсулы, закрытой сверху. Шлюпка не была рассчитана на такое количество народу, которое туда набилось. Даже когда стюарды уже закрыли дверку, к нам силой прорывались все новые и новые пассажиры. В результате, когда нас начали спускать к воде, в шлюпке народу было битком, многие стояли, хотя стоячих мест не предусматривалось. Спускаться было очень неудобно, потому что шлюпка шла вертикально вниз вдоль приподнятого борта и постоянно цеплялась и стопорилась о него. Стюарды-филиппинцы довольно умело действовали баграми, отталкиваясь от борта судна. Но в данном случае они спасали не только нас, но и самих себя. Так что в условиях такой заинтересованности они работали очень четко.
Еще стюарды сбрасывали с борта в воду надувные плоты. Не все из них удалось надуть. А на те, которые надули, народ спускался по веревочным лестницам или просто по канатам. Празднично одетых женщин заставили снять туфли на каблуках, чтобы те не проткнули тонкие днища плотов. Женщины свои туфли повыбрасывали, и потом по берегу и по городку Джильо ходили босиком.
Плыть до берега оказалось совсем недалеко. Многие пассажиры все-таки прыгали в воду или спускались по каким-то веревочным лестницам и канатам. Итальянские спасатели работали довольно умело и организованно. Побережье острова Джильо в том месте очень крутое и скалистое, и выбираться в полной темноте на берег было не везде просто. Но там постоянно летали вертолеты – освещали, итальянские спасатели тоже действовали хорошо.
Недалеко от места нашей высадки оказался маленький городок. Там была гостиница, которая в зимнее время пустует. Но вскоре туда прибежали служащие, они выносили нам или даже сбрасывали с балконов стопки одеял, простыней, полотенец, потому что многие пассажиры были мокрыми.
Мы сначала пошли в местный католический собор – туда набилось много народу. Через какое-то время мы с мужем перебрались в кафе. Хозяин и работники продуктового магазина бесплатно раздавали еду, напитки, а в кафе бесплатно кормили и поили.
На берегу какие-то люди сначала стали сортировать пассажиров по пунктам назначения – собирали вместе тех, кто первоначально шел в один и тот же порт. А потом мы уже самостоятельно стали искать соотечественников. Пассажиров, которые следовали из Барселоны (в их числе и я с мужем), в середине ночи посадили на паром и повезли в небольшой городок под названием с приставкой «Сан-» (точно я не запомнила). Там нас разместили в спортивном зале школы. Предполагалось, что мы в этом зале переночуем. Но часа через два нас посадили в автобус и повезли в гостиницу «Хилтон», которая рядом с римским аэропортом. В гостинице же нам объявили, что мы здесь можем питаться бесплатно три раза в день.
Уже в «Хилтоне» мы устроили собой перекличку и обнаружили, что нас, россиян, 22 человека. Документы мало кто при себе имел, и мобильных телефонов тоже было всего несколько штук на всю группу. Тем не менее на один из них приходили эсэмэски, в которых были номера телефонов российского посольства и консульства. Мы позвонили, и примерно через час или даже меньше к нам приехали работники консульства и посольства. По их словам, поначалу у них имелась информация, что на Costa Concordia россиян не было, и потому они удивились нашему звонку. Но сработали они оперативно и очень четко.
К нам, первой группе из 22 человек, потом стали присоединяться новые россияне. Из российского посольства в «Хилтон» прислали автобус, и мы на следующий день поехали в центр Рима, чтобы оформить документы. Тем, у кого на руках оставался хотя бы общегражданский российский паспорт или другой документ с фотографией, было проще – им сразу выдали справки, необходимые для вылета в Москву, и очень быстро. Но в конце концов подобными справками снабдили всех обратившимся в посольство россиян. И теперь вылетаем мы в Москву партиями. Обещали, что в течение суток или двух мы все доберемся до Москвы. Без загранпаспортов, впрочем, оказались не только мы, россияне, но и многие пассажиры из тех стран, которые не входят в Шенгенскую зону, в том числе и американцы.
– Травмированных среди россиян много?
– Мне кажется, немного. От скорой помощи многие пассажиры, в том числе и наши русские, отказывались. Из опасения, что неизвестно, в какую больницу повезут, и что потом долго придется искать друг друга по Италии.
Было не очень холодно – 13 градусов, но тем, кто добирался вплавь, на берегу уже довольно сильно замерзли. Но простуженных тоже немного.
– По какому принципу формируют группы для отправки в Москву?
– У нас были билеты из Барселоны в Москву на 19-е число, и нам переоформили билеты из Рима в Москву на 17-е число.
– Каковы ваши главные впечатления?
– Общаясь с другими людьми, я обнаружила, что мы с мужем еще относительно легко отделались. Да, мы лишились зарубежных и общегосударственных российских паспортов, денег, необходимых вещей. И нам еще предстоят долгие и непростые хлопоты по восстановлению документов. Но пока мы радуемся, что друг друга видим. И только на следующее утро, не обнаруживая нужных предметов, начинаем думать о неприятностях.
Среди наших россиян я познакомилась с семейной парой. При посадке в шлюпку супруги «забросили» в нее в первую очередь своего маленького ребенка, а сами добрались до берега значительно позже и потом на следующий день долго искали своего малыша.
Итальянские власти действовали очень организованно. Не зная языка, мы нормально поняли все что нужно, когда нам предоставили транспорт, одежду, питье.
– Родные знают о том, что вы спаслись?
– Я уже успела «отличиться» на итальянском телевидении. Девушка с российского телевидения взялась переводить мне вопросы итальянских журналистов и пересказывать по-итальянски мои ответы: «Ваши впечатления о том, как вела себя команда, как действовали спасатели». Мне потом говорили, что этот сюжет уже показали и на ОРТ. Итальянских спасателей я похвалила. Стюардов-филиппинцев я пытаюсь понять, и потому их не ругала. У них маленькая зарплата. И потом, эти филиппинцы сами, возможно, не совсем понимали, что происходит. Бывшие моряки из наших попутчиков мне объяснили: непонятные мне поначалу слова «Танго Индия», которые непрерывно неслись из динамиков на корабле (в перерывах между объявлениями о том, что все нормально и под контролем и нет причин для беспокойства), скорее всего, были кодом, который есть у каждого экипажа на корабле. И означал он определенную степень тревоги. Пассажиры об этом не знали, а стюарды сразу попытались себя спасти. Я их не осуждаю. Может быть, потому, что я легко отделалась. …
Официально
Вадим Анищик,
— По данным итальянского аналога МЧС, на борту судна находилось в момент аварии 108 россиян. На данный момент трое россиян пока числятся пропавшими, еще одна россиянка совсем недавно объявилась. Первоначально все наши граждане жили в двух гостиницах, сейчас для удобства мы их всех собрали в одну — всего на данный момент (ночь на 16 января. — «Труд») в гостинице «Хилтон» проживает 91 человек российского гражданства.
Уже на многих форумах посетители возмущаются: почему другие иностранные туристы имели при себе паспорта, в то время как россиян заставили их сдать на ресепшн.
В данном случае не было ни злого умысла, ни
— Какие сложности сейчас испытываете?
Пока что их две. Согласно правилам Ростуризма, расходы на многие издержки туристов должна покрывать компания, которая отправила их в круиз. Второе: итальянская компания Costa Cruises, владеющая судном, организовала помощь потерпевшим, но их очень много. И просто физически невозможно сделать многое из необходимого. Для нас также составило немаловажную проблему обеспечение лекарствами наших туристов, среди которых есть страдающие диабетом, сердечными и другими заболеваниями. Но мы стараемся.
Крупнейшие катастрофы на воде с участием россиян
10 июля 2011 года. Во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане затонул двухпалубный теплоход «Булгария». Крушение произошло в трех километрах от берега. Из 201 человека, находившихся на борту, погибли 122. Происшедшая трагедия стала крупнейшей в России в 2011 году.
27 сентября 1994 года. Паром «Эстония», на борту которого находились 989 пассажиров и членов экипажа, после выхода в море из Таллинского порта, по невыясненным до сих пор причинам, затонул. В результате крушения погибли 95 человек, без вести пропали 757. Происшедшее стало крупнейшей трагедией на море в послевоенной Европе.
31 августа 1986 года. Пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» в 15 километрах от Новороссийска и четырех километрах от берега по непонятным причинам, столкнулся с сухогрузом «Петр Васев». В результате затопления погибли 423 человека из 1243 находившихся на борту.
5 июня 1983 года. Теплоход «Александр Суворов», следуя по маршруту туристического круиза