Главная Жизнь Происшествия 00:36 17 Января 2012 4644
100 лет после «Титаника»
Очередная катастрофа пассажирского лайнера на море — глазами очевидца
Мария Настенко

Людмила Яцышина, туристка, Краснодар: «Члены команды побросали свои дела и первыми покинули корабль»

– Мы с мужем и нашими друзьями шли на лайнере из Барселоны. В момент аварии мы находились в своей каюте.

После того как отключился свет в каюте (в коридорах и некоторых других помещениях он еще какое-то время горел) и корабль слегка накренился, по громкой связи, причем на разных языках (и русском в том числе), постоянно шло объявление, что ничего страшного не произошло, что нет необходимости подниматься на палубу и даже надевать жилеты. Капитан объявлял о «неполадках с осветительной системой, которую вскоре должны устранить». И так продолжалось минут 40.

Но потом все-таки дали команду организованно выходить на палубу – семь коротких гудков и после один длинный. Мы до последнего момента оставались в каюте, следуя распоряжениям, но многие пассажиры сразу надели жилеты и выбрались на палубу. Обстановка для нас осложнилась еще и тем, что после отключения электричества сейф не открывался, так что нам не удалось достать оттуда деньги, документы и некоторые другие ценности, а в темноте мы не смогли отыскать в каюте многих нужных вещей. А многие пассажиры и вовсе находились на спектакле или в ресторанах. Из наших кают хотя бы выпускали наружу, а мне рассказывали, что на некоторых других этажах (уровнях, коридорах) стюарды силой заталкивали пассажиров назад. Это, конечно, усиливало панику. А тот факт, что многие служащие, среди которых преобладали филиппинцы, побросали все свои дела и торопились покинуть корабль, я и сама могу подтвердить, и потом от многих очевидцев слышала.

Пока мы были на судне, свет в коридорах горел. Наклон составлял от 30 до 45 градусов. Даже когда мы шли по коридору, то мы как бы находились в одной плоскости, а все окружающее – в другой. Какая-то неестественная, нереальная картина. А когда уже наблюдали с берега, как корабль накренился сильнее и свет везде внезапно потух. И он до сих пор остается в том же положении.

– Какое сходство и различие у вас было с киношным «Титаником»?

– Наш корабль все-таки стоял относительно неподвижно, в то время как «Титаник», судя по фильму, кренился довольно стремительно. Но я разговаривала с людьми из кают второй палубы – у них вода заливала каюты и коридор еще в самом начале.

Когда мы выбрались на палубу, то прорваться к шлюпкам было непросто. Но нам удалось. В ту часть палубы, в сторону которой пошел наклон судна, довольно быстро перестали пускать – даже тех, кто собирался самостоятельно спрыгнуть в воду с борта. И это обоснованно: ведь их могло затянуть под судно, если бы оно перевернулось.

– По какому принципу пускали в шлюпки первыми?

– Поначалу еще как-то пытались регулировать, чтобы женщин и детей пускать в первую очередь. Но потом и стюардов не было, так что регулировать стало некому. Но до рукопашных схваток, а тем более до стрельбы у нас дело не доходило. Локтями толкались, но не более того. Мне рассказывали уже в гостинице, что у них были ситуации, когда люди падали на пол, а публика по ним топталась, но я не видела этого, утверждать не буду.

– То есть в шлюпки садились как попало?

– Сначала пытались соблюдать очередность, но довольно скоро это пустили на самотек.

Итак, мы прорвались в шлюпку, которая на самом деле представляла собой подобие капсулы, закрытой сверху. Шлюпка не была рассчитана на такое количество народу, которое туда набилось. Даже когда стюарды уже закрыли дверку, к нам силой прорывались все новые и новые пассажиры. В результате, когда нас начали спускать к воде, в шлюпке народу было битком, многие стояли, хотя стоячих мест не предусматривалось. Спускаться было очень неудобно, потому что шлюпка шла вертикально вниз вдоль приподнятого борта и постоянно цеплялась и стопорилась о него. Стюарды-филиппинцы довольно умело действовали баграми, отталкиваясь от борта судна. Но в данном случае они спасали не только нас, но и самих себя. Так что в условиях такой заинтересованности они работали очень четко.

Еще стюарды сбрасывали с борта в воду надувные плоты. Не все из них удалось надуть. А на те, которые надули, народ спускался по веревочным лестницам или просто по канатам. Празднично одетых женщин заставили снять туфли на каблуках, чтобы те не проткнули тонкие днища плотов. Женщины свои туфли повыбрасывали, и потом по берегу и по городку Джильо ходили босиком.

Плыть до берега оказалось совсем недалеко. Многие пассажиры все-таки прыгали в воду или спускались по каким-то веревочным лестницам и канатам. Итальянские спасатели работали довольно умело и организованно. Побережье острова Джильо в том месте очень крутое и скалистое, и выбираться в полной темноте на берег было не везде просто. Но там постоянно летали вертолеты – освещали, итальянские спасатели тоже действовали хорошо. 

Недалеко от места нашей высадки оказался маленький городок. Там была гостиница, которая в зимнее время пустует. Но вскоре туда прибежали служащие, они выносили нам или даже сбрасывали с балконов стопки одеял, простыней, полотенец, потому что многие пассажиры были мокрыми.

Мы сначала пошли в местный католический собор – туда набилось много народу. Через какое-то время мы с мужем перебрались в кафе. Хозяин и работники продуктового магазина бесплатно раздавали еду, напитки, а в кафе бесплатно кормили и поили.

На берегу какие-то люди сначала стали сортировать пассажиров по пунктам назначения – собирали вместе тех, кто первоначально шел в один и тот же порт. А потом мы уже самостоятельно стали искать соотечественников. Пассажиров, которые следовали из Барселоны (в их числе и я с мужем), в середине ночи посадили на паром и повезли в небольшой городок под названием с приставкой «Сан-» (точно я не запомнила). Там нас разместили в спортивном зале школы. Предполагалось, что мы в этом зале переночуем. Но часа через два нас посадили в автобус и повезли в гостиницу «Хилтон», которая рядом с римским аэропортом. В гостинице же нам объявили, что мы здесь можем питаться бесплатно три раза в день.

Уже в «Хилтоне» мы устроили собой перекличку и обнаружили, что нас, россиян, 22 человека. Документы мало кто при себе имел, и мобильных телефонов тоже было всего несколько штук на всю группу. Тем не менее на один из них приходили эсэмэски, в которых были номера телефонов российского посольства и консульства. Мы позвонили, и примерно через час или даже меньше к нам приехали работники консульства и посольства. По их словам, поначалу у них имелась информация, что на Costa Concordia россиян не было, и потому они удивились нашему звонку. Но сработали они оперативно и очень четко.

К нам, первой группе из 22 человек, потом стали присоединяться новые россияне. Из российского посольства в «Хилтон» прислали автобус, и мы на следующий день поехали в центр Рима, чтобы оформить документы. Тем, у кого на руках оставался хотя бы общегражданский российский паспорт или другой документ с фотографией, было проще – им сразу выдали справки, необходимые для вылета в Москву, и очень быстро. Но в конце концов подобными справками снабдили всех обратившимся в посольство россиян. И теперь вылетаем мы в Москву партиями. Обещали, что в течение суток или двух мы все доберемся до Москвы. Без загранпаспортов, впрочем, оказались не только мы, россияне, но и многие пассажиры из тех стран, которые не входят в Шенгенскую зону, в том числе и американцы.  

– Травмированных среди россиян много?

– Мне кажется, немного. От скорой помощи многие пассажиры, в том числе и наши русские, отказывались. Из опасения, что неизвестно, в какую больницу повезут, и что потом долго придется искать друг друга по Италии. 

Было не очень холодно – 13 градусов, но тем, кто добирался вплавь, на берегу уже довольно сильно замерзли. Но простуженных тоже немного.

– По какому принципу формируют группы для отправки в Москву?

– У нас были билеты из Барселоны в Москву на 19-е число, и нам переоформили билеты из Рима в Москву на 17-е число. 

– Каковы ваши главные впечатления?

– Общаясь с другими людьми, я обнаружила, что мы с мужем еще относительно легко отделались. Да, мы лишились зарубежных и общегосударственных российских паспортов, денег, необходимых вещей. И нам еще предстоят долгие и непростые хлопоты по восстановлению документов. Но пока мы радуемся, что друг друга видим. И только на следующее утро, не обнаруживая нужных предметов, начинаем думать о неприятностях.

Среди наших россиян я познакомилась с семейной парой. При посадке в шлюпку супруги «забросили» в нее в первую очередь своего маленького ребенка, а сами добрались до берега значительно позже и потом на следующий день долго искали своего малыша.

Итальянские власти действовали очень организованно. Не зная языка, мы нормально поняли все что нужно, когда нам предоставили транспорт, одежду, питье.

– Родные знают о том, что вы спаслись?

– Я уже успела «отличиться» на итальянском телевидении. Девушка с российского телевидения взялась переводить мне вопросы итальянских журналистов и пересказывать по-итальянски мои ответы: «Ваши впечатления о том, как вела себя команда, как действовали спасатели». Мне потом говорили, что этот сюжет уже показали и на ОРТ. Итальянских спасателей я похвалила. Стюардов-филиппинцев я пытаюсь понять, и потому их не ругала. У них маленькая зарплата. И потом, эти филиппинцы сами, возможно, не совсем понимали, что происходит. Бывшие моряки из наших попутчиков мне объяснили: непонятные мне поначалу слова «Танго Индия», которые непрерывно неслись из динамиков на корабле (в перерывах между объявлениями о том, что все нормально и под контролем и нет причин для беспокойства), скорее всего, были кодом, который есть у каждого экипажа на корабле. И означал он определенную степень тревоги. Пассажиры об этом не знали, а стюарды сразу попытались себя спасти. Я их не осуждаю. Может быть, потому, что я легко отделалась. …

Официально

Вадим Анищик, 3-й секретарь посольства России в Италии (вице-консул): «Мы стараемся обеспечить россиян всем необходимым»

— По данным итальянского аналога МЧС, на борту судна находилось в момент аварии 108 россиян. На данный момент трое россиян пока числятся пропавшими, еще одна россиянка совсем недавно объявилась. Первоначально все наши граждане жили в двух гостиницах, сейчас для удобства мы их всех собрали в одну — всего на данный момент (ночь на 16 января. — «Труд») в гостинице «Хилтон» проживает 91 человек российского гражданства.

Уже на многих форумах посетители возмущаются: почему другие иностранные туристы имели при себе паспорта, в то время как россиян заставили их сдать на ресепшн.

В данном случае не было ни злого умысла, ни каких-либо нарушений. Обычная практика. Команда корабля, зарегистрировав, сразу вернула паспорта гражданам Шенгенской зоны. А в равном с россиянами положении оказались украинцы, американцы, корейцы, японцы… На данный момент предполагается, что все документы целы. Но пока идет поиск людей, это вопрос отошел на второй план. Мы выдаем так называемые «свидетельства на возвращение» — документы, которые дают возможность беспрепятственно вернуться на родину.

— Какие сложности сейчас испытываете?

Пока что их две. Согласно правилам Ростуризма, расходы на многие издержки туристов должна покрывать компания, которая отправила их в круиз. Второе: итальянская компания Costa Cruises, владеющая судном, организовала помощь потерпевшим, но их очень много. И просто физически невозможно сделать многое из необходимого. Для нас также составило немаловажную проблему обеспечение лекарствами наших туристов, среди которых есть страдающие диабетом, сердечными и другими заболеваниями. Но мы стараемся.

Крупнейшие катастрофы на воде с участием россиян

10 июля 2011 года. Во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане затонул двухпалубный теплоход «Булгария». Крушение произошло в трех километрах от берега. Из 201 человека, находившихся на борту, погибли 122. Происшедшая трагедия стала крупнейшей в России в 2011 году.

27 сентября 1994 года. Паром «Эстония», на борту которого находились 989 пассажиров и членов экипажа, после выхода в море из Таллинского порта, по невыясненным до сих пор причинам, затонул. В результате крушения погибли 95 человек, без вести пропали 757. Происшедшее стало крупнейшей трагедией на море в послевоенной Европе.

31 августа 1986 года. Пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» в 15 километрах от Новороссийска и четырех километрах от берега по непонятным причинам, столкнулся с сухогрузом «Петр Васев». В результате затопления погибли 423 человека из 1243 находившихся на борту.

5 июня 1983 года. Теплоход «Александр Суворов», следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону — Москва, зашел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию. Точное количество жертв трагедии до сих пор неизвестно — по некоторым данным, погибли не менее 176 человек.

Источники сообщают, что один из бывших подчиненных замглавы Минобороны, Антон Филатов, дал против него показания 

Фото: © MOD Russia, globallookpress.com

Бывшему заместителю министра обороны РФ Тимуру Иванову предъявлено новое обвинение. На этот его подозревают в растрате в особо крупном размере. Об этом в понедельник, 7 октября сообщает ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы. «Иванову...

В результате удара уничтожены многофункциональная РЛС, пусковая установка и личный состав дивизиона

Фото из соцсетей

Вооруженные силы России с помощью «Искандеров» поразили дивизион зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Patriot, переданных украинским войскам властями США. Об этом в среду, 9 октября сообщает Министерство обороны РФ. По данным...

По предварительным данным, в потерпевшем крушение грузовом самолете находились россияне Виктор Гранов и Антон Селиванец 

Фото: © MOD Russia, globallookpress.com

Экипаж самолета Ил-76, сбитого в понедельник, 21 октября на западе Судана, летел на помощь другому воздушному судну – самолету Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), получившему повреждения при посадке в суданской провинции...

Злоумышленники были вооружены топорами и молотками; они отобрали у рабочих телефоны и разбили оборудование 

Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Группа неизвестных забралась на территорию одного из заводов в Санкт-Петербурге, занимающегося в том числе изготовлением деталей для авиационной техники, и разгромили цех по производству запчастей для вертолетов. Об этом в четверг, 17 октября...

39-летний велопутешественник последний раз выходил на связь 25 октября; ранее он объехал на велосипеде Кавказ, Азию, Индию, Монголию и Афганистан 

Вася Щупальце, он же Игорь Бабко. Кадр видео с YouTube

Тревел-блогер из Санкт-Петербурга Игорь Бабко, известный в Сети под никнеймом Вася Щупальце, попал в плен к членам радикального исламистского движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация...

Подробностей об обстоятельствах смерти военнослужащего командир подразделения Апти Алаудинов не привел

Кадр видео с Telegram-канала Апти Алаудинова

Командир спецназа «Ахмат» Апти Алаудинов сообщил о гибели в зоне специальной военной операции «лучшего из известных» ему штурмовиков. Речь идет о бойце с позывным «Киллер», которого Алаудинов назвал «дорогим...

Одного за другим видных петербургских чиновников ведут на допрос, потом в суд, а оттуда в СИЗО

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Svetlana Vozmilova, globallookpress.com

Люди, облеченные полномочиями, еще совсем недавно рулившие очень важными процессами в городе на Неве, оказываются под следствием и арестом. А некоторые чиновники поспешно пишут заявления об уходе «по собственному...

Шерип Алихаджиев в начале 2000-х работал в Чечне, но после гибели бывшего главы республики уехал. Рамзан Кадыров называл его преступником 

Кадр оперативной съемки СК РФ

Покушение на помощника депутата Госдумы Шерипа Алихаджиева совершено в Московской области. По сведениям СМИ, инцидент произошел накануне, 10 октября, на веранде дома политика в деревне Лапино Одинцовского городского округа. На момент покушения...

Ответственность за катастрофу уже взяли на себя мятежники из ранее проправительственной военизированной организации Сил быстрого реагирования 

Кадр видео с YouTube

Грузовой самолет Ил-76, на борту которого находились россияне, сбит на западе североафриканского государства Судан. Об этом в понедельник, 21 октября сообщает Telegram-канал Mash. В Сети также появились первые видео с места крушения. На кадрах...

Накануне стало известно, что близ поселка Коренево из подбитой украинской техники уже образовалась целая «дорога смерти», растянувшаяся на десятки км

Кадр видео с YouTube

Российские военные из 810-й бригады морской пехоты на двух БТР разгромили в Курской области колонну вооруженных сил Украины (ВСУ), состоявшую из 19 единиц техники. Произошедшее попало на видео и было опубликовано Telegram-каналом...

Ранее минобороны страны широко рекламировало назначение Ивонны Грей командиром судна: это хорошо вписывалось в «актуальную повестку»

Фото: © New Zealand Defense, globallookpress.com

Специализированное водолазное и гидрографическое судно HMNZS Manawanui Королевских военно-морских сил (ВМС) Новой Зеландии затонуло после того, как село на мель на рифе у побережья острова Уполу в Самоа. Кораблем, стоимость которого составляет...

По сведениям СМИ, беспилотник PD-2 был нагружен 19 кг взрывчатки и пролетел около 500 км от украинской границы 

Кадр видео с Telegram-канала Mash

Украинские военные утром четверга, 10 октября атаковали военный аэродром в Майкопе. Для атаки, как сообщает Telegram-канал Mash, были использованы американские беспилотники PD-2. Канал опубликовал фотографии с места инцидента. Как стало...

Неустановленные мошенники обманули больше 800 россиян

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Jim West, globallookpress.com

Многомиллиардная афера провернута на российском автомобильном рынке. Пострадавших больше 800, и не все еще выявлены. Зато обвиняемых и подследственных нет. Как говорят в таких случаях, «прокуратура отдыхает»....

«Все думают, что мы будем расправляться с этими львами, но это абсурдно. Львы остаются львами», - подчеркнул директор учреждения Олег Зубков 

Фото: © Serguei Fomine, globallookpress.com

Администрация крымского сафари-парка «Тайган» заявила, что не станет ни усыплять, ни применять какое-либо «наказание» ко львам, которые накануне загрызли сотрудницу. Директор парка Олег Зубков заявил журналистам издания...

В результате была повреждена сама дамба, а также проходящая через нее автомобильная дорога

После подрыва уровень воды в реке Волчьей поднялся на 1,2 метра

Военный корреспондент украинского телеканала ТСН Юлия Кириенко опубликовала видеозапись, на которой запечатлен подрыв дамбы Кураховского водохранилища в Донецкой Народной Республике. Ролик выложен в Telegram-канале ТСН. На кадрах видно, как...

Степанюк был специализированным инструктором по минно-взрывному делу и имел множество наград от украинского правительства 

Руслан Степанюк. Фото из соцсетей

Подполковник центра специальных операций службы безопасности Украины (СБУ) Руслан Степанюк ликвидирован на Покровском направлении в Донецкой Народной Республике. Об этом в пятницу, 18 октября сообщил в своем Telegram-канале военный эксперт Борис...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?