В то время когда по всему миру набирает обороты вторая волна пандемии коронавируса, Китай практически избавился от заразы. Пример Поднебесной показывает: в борьбе с вирусом побеждают не только деньги и технологии, но и организация общества, его сплоченность.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 12 октября обновлен новый рекорд заболеваемости — 383,3 тысячи зараженных за сутки. Наиболее сложная ситуация в Индии (+73 272 случая за сутки) и в США (+54 232). Общее число зараженных в мире превысило 37,1 млн, скончались 1 072 852 человека. За один день, 12 октября, жертвами стали еще 2,5 тысячи человек. Лидером по количеству подтвержденных случаев остаются США, где выявлено более 7,76 млн зараженных. Индия — на втором месте (7,05 млн — не так много для страны с населением 1,4 млрд), на третьем — Бразилия (более 5,09 млн), на четвертом — Россия, на пятом — Колумбия (911 тысяч).
Прискорбно, но факт, что наиболее уязвимой перед новой волной напасти стала не только продвинутая Европа, с трудом перенесшая весенний раунд борьбы, но самая мощная и свободная страна мира — США. Америка уже потеряла в этом смертельном сражении свыше 220 тысяч жизней. Каждый день этот скорбный список увеличивается на 10-20 тысяч при общем числе свыше 8 млн зараженных. О том, что «светоч демократии» тяжело болен, говорит госпитализация с ковидом президента Трампа. В специальной телеграмме председателя КНР Си Цзиньпина, который пожелал лидеру США и его супруге скорейшего выздоровления, можно усмотреть непрозрачный намек. Руководитель страны, практически избавившейся от инфекции, в лице президента США желает выздоровления всей американской нации, пораженной болезнью. Трамп, изменив себе и следуя логике предвыборной борьбы, которую он не может остановить даже из-за болезни, отмолчался.
В Китае, который по численности населения превосходит Америку в пять раз, 12 октября было выявлено 38 случаев коронавируса, а накануне — всего семь. Это в основном вирус, который проникает из-за границы, несмотря на многочисленные кордоны. А всего с начала пандемии (декабрь 2019 года) инфицировано 85,5 тысячи. Смертей от ковида нет уже много дней. Ситуация однозначно говорит о том, что Китай эффективно справился с заразой. И ныне его усилия нацелены на недопущение завоза вируса из-за рубежа и локализации просочившихся случаев заражений.
Как это делается? Можно сказать, очень просто. Один пример. Пару недель тому назад в одном из районов огромного 35-миллионного Шанхая было выявлено восемь случаев (там проходила Всемирная импортная выставка). Уже после обнаружения первых двух заболевших на место оперативно прибыли спецбригады, в которые входят медики, полиция и другие оперативные службы. Район был оцеплен и отправлен на карантин на 14 суток. Особый пригляд — за контактировавшими соседями и сослуживцами, которых немедленно выявили через систему социального мониторинга, специальные коронавирусные интернет-приложения и личные опросы. Заболевшие со всеми предосторожностями были госпитализированы в инфекционные больницы.
Так действуют власти по всей стране. В Китае предпочитают жестко бороться с напастью, а не пугать ею народ. Или другой пример. Только что в 10-милллионном Циндао после выявления шести инфицированных принято решение протестировать на ковид весь город. И за два дня уже было сделано 3 млн проверок.
Давайте сравним это с тем, что происходит у нас. Один мой знакомый с температурой 38 градусов шесть часов провел в районной поликлинике в ожидании обследований. Результата теста на коронавирус он так и не дождался и был отправлен лечиться домой и заражать родных и соседей. Но на следующий день после резкого ухудшения все же был госпитализирован в инфекционную больницу. Там первый же анализ на ковид был положительным. С кем он контактировал кроме врачей на этом витиеватом пути к диагнозу, никто выяснять даже не пытается. В Китае же это делается почти автоматически. Без предъявления зеленой галочки в специальном антиковидном приложении смартфона, свидетельствующей об отсутствии нежелательных контактов и положительных тестов на ковид, не пустят в магазин, на работу, в школу или в кинотеатр. А для подстраховки там же еще и измерят температуру. У нас же этой нехитрой процедуре можно подвергнуться разве что в поликлинике или в инфекционном блоке.
В России, не говоря уже о США, власти не могут убедить население выполнять элементарные требования гигиены и противоэпидемические нормы. Я уже описывал полное их игнорирование в Сочи и в Краснодарском крае. Там корреспондент «Труда» был подвергнут остракизму за маску на лице («Русское Монако», «Труд» № 068 от 18.09.2020). Но, как показывает жизнь, и в Москве, и в других регионах заставить народ использовать индивидуальные средства защиты и жить в режиме самоизоляции могут только большие штрафы и другие санкции. Отсюда и пугающие цифры: 1 312 310 зараженных на 12 октября, 22 722 погибших. Число ежесуточно выявляемых новых случаев третий день подряд держится выше отметки 13 тысяч.
В отличие от «цивилизованных» стран, большинство жителей древнего Китая, облачившись в медицинские маски при первой опасности, не снимают их и сейчас, когда угроза минимальна. Есть и неведомые нам приемы борьбы с заразой. Например, помимо автоматических тепловизоров в КНР широко применяются скрытые датчики температуры, сблокированные с фотокамерами. Примерно, как у нас ловят нарушителей ПДД на дорогах. Только в Китае к заболевшему на дом придут люди в белых халатах при поддержке, если надо, полиции и других служб.
Но было бы наивным полагать, что китайцы справились с пандемией при помощи повязок на лице. На борьбу с напастью китайские власти мобилизовали колоссальные ресурсы, десятки тысяч медиков, специалистов. В работе задействованы спецслужбы. Сотни тысяч волонтеров помогают справиться с болезнью и «поддерживать гигиену». В июне 2020-го Госсовет КНР опубликовал Белую книгу «Борьба с COVID-19: Китай в действии». Там перечислено 126 пунктов стратегии по противодействию вирусу. Среди них и создание новейших госпиталей, и производство специального оборудования для лечения и контроля, и разработка препаратов, вакцин, и совершенствование национальной противоэпидемической системы. То, что у нас только начали создавать, там, оказывается, уже существует. В той же Белой книге указывается и на «ключевую роль ЦК Компартии Китая и ее «ядра» генерального секретаря Си Цзиньпина». И это не пустые слова. С первых дней борьбы с пандемией именно туда сходились все нити системы противодействия. А председатель Си взял на себя личную ответственность за происходящее в стране.
Но в Госсовете КНР уверены: ключевой фактор успеха — дисциплинированность и солидарность граждан, доверие к власти. Доверие тоже возникло не вчера, оно результат десятилетий реформ «сверху» в интересах всего народа, а не горстки олигархов. Со всем этим, как и со многим другим, как вы понимаете, у нас очень большие проблемы.