Вчера в Москве состоялась встреча Владимира Путина с главой Узбекистана Исламом Каримовым. На встрече прозвучали традиционные слова о сотрудничестве и партнерстве между нашими странами. Острых тем на встрече не затрагивали. Но это не значит, что они отсутствуют в реальной жизни.
Накануне в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Сыктывкаре, Кирове, Пскове и Уфе прошли пикеты встревоженных граждан против неконтролируемой миграции из Средней Азии и Закавказья. В это же время в секретариат Госдумы поступило более 100 тысяч подписей в поддержку введения визового режима. Ко всему этому появились данные о том, что за три первых месяца 2013 года преступность среди мигрантов в Москве выросла на 40%.
Прозвучали и вполне официальные голоса: на выездном заседании Государственной пограничной комиссии в Астраханской области заместитель руководителя погранслужбы ФСБ РФ Владимир Мочалов предложил приостановить железнодорожное сообщение с Таджикистаном до устранения ряда обстоятельств, выявленных российской стороной. А присутствующий там же вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал, что уже в этом году мигранты из Средней Азии будут въезжать в Россию только по загранпаспортам.
Согласитесь, довольно плотное скопление новостей на одну и ту же тему. И при этом нет никаких народных примет, свидетельствующих о том, что градус этой темы будет снижаться. Скорее наоборот: по большому счету пока в стране никто и ничего реального по разрешению проблемы не делает.
Обещание Рогозина размашистое, но не слишком убедительное. Во-первых, в некоторых среднеазиатских республиках уже введены в действие общегражданские паспорта нового поколения, которые одновременно являются и заграничными. Во-вторых, что делать с теми, кто уже приехал и не сильно торопится возвращаться в родные кишлаки? Вы представляете себе масштаб таких облав и проверок, если, даже по официальным данным ФМС, в Россию за последние годы въехали около 10 млн мигрантов!
А затраты на депортацию? Кривая получается математика: всю прибыль от использования дешевого труда нелегалов получают частные компании и те чиновники, которые закрывают глаза на ситуацию. А платить за наведение элементарного порядка придется государству, то есть нам, законопослушным налогоплательщикам.
Но и оставлять проблему без разрешения тоже нельзя. Да, наша страна всегда была многонациональной. С расширением территории она спокойно впитывала в себя все новые народы и этносы, сохраняя уникальность каждого из них и одновременно прививая им идею общего государства и общих ценностей. Но то, что творится сегодня с миграционной политикой, не имеет ничего общего с тем процессом, который происходил в России уже несколько веков.
Можно сколько угодно говорить об экономических плюсах привлечения гастарбайтеров при нехватке собственных рабочих рук. Но мы прекрасно видим, что мигранты уже давно не работают за копейки, их концентрация все время растет, а вливаться в наше общество они не собираются. Никогда в нашей истории в России не было чайна-таунов, а сегодня уже существуют районы, откуда люди коренной национальности стараются съехать, поскольку ощущают себя чужими в собственном городе.
И если термин «Москвабад» пока еще считается преувеличением, то жителям сахалинского поселка Ноглики, где на 11 800 жителей приходится более 7 тысяч приезжих, уже не до смеха. Там даже местные уже вынуждены учить киргизские и узбекские слова, поскольку «гости» не собираются переходить на русский. Кстати, на днях сахалинские предприниматели попросили разрешения на ввоз еще 9 тысяч гастарбайтеров...
Никакого сомнения: власти дадут на это разрешение. И дело тут не в экономике. Такое ощущение, что страну умышленно наводняют совершенно чуждыми для нее людьми — по языку, традициям и культурным ценностям. Замещая коренное население неприхотливым пришлым, власть получит удобный человеческий материал, с которым легче управляться? Так когда-то думало и югославское руководство, дав зеленый свет на переселение албанцев в край Косово...