35 лет назад Boeing авиакомпании Japan Airlines врезался в гору в 112 километрах от Токио. Из 524 пассажиров и членов экипажа невероятным образом выжили четверо. Случилось еще одно чудо: пилоты в воздухе 32 минуты боролись за спасение лайнера, оставшегося без хвостового стабилизатора.
Едва успевший набрать высоту самолет лишился вертикального хвостового стабилизатора, что привело к выводу из строя всех четырех гидравлических систем управления. Как установила потом комиссия по расследованию катастрофы, причина была в некачественном ремонте хвостовой части лайнера.
Но за штурвалом оказался опытный пилот-инструктор 49-летний Масами Такахама, который удерживал практически неуправляемую машину в воздухе. Связь с экипажем оборвалась, только когда они попали в зону грозы. После столкновения с землей обломки самолета разлетелись на пять километров. Казалось, выживших в катастрофе быть не должно. И тут одному из спасателей почудилось шевеление в искореженных обломках. Подоспевшие парашютисты извлекли 26-летнюю стюардессу Юми Отиаи. А спасатели, продолжая разбирать завалы, наткнулись еще на троих уцелевших: 12-летнюю Кэйко Каваками и мать с восьмилетней дочерью. Все четверо спаслись благодаря тому, что сидели в центральном ряду кресел в самом хвосте самолета. Судьба их пощадила.
Рассказ спасенной стюардессы и девочки Кэйко впоследствии помог понять, что же происходило на борту. После резкого хлопка у них над головой вдруг открылась обшивка и в образовавшемся «окне» показались звезды. Вообще эксперты пришли к выводу, что значительное число пассажиров погибли на земле от ран и холода, поскольку спасатели прибыли на место падения слишком поздно.
Версия об ошибке экипажа даже не возникала. А вот проверка после катастрофы всех боингов-747 компании «Джал» нашла усталостные трещины в наиболее напряженных элементах конструкции. Что же касается экипажа, то именно невероятное мастерство пилотов, удерживающих в полете 300-тонную неуправляему машину более получаса, до сих пор вызывает восхищение у всех профессионалов:
Президент Международного агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников в этой связи напомнил о катастрофе в 1997 году нашего Ан-24. При выполнении чартерного рейса из Ставрополя в турецкий Трабзон он на 37-й минуте потерял высоту и врезался в землю восточнее Черкесска. Хвостовую часть нашли в полутора километрах от основных обломков. Оказалось, ее отслоение произошло из-за коррозии фюзеляжа. Самолет почти полтора месяца эксплуатировался во влажных погодных условиях в Конго.
Вспомнился и описанный в свое время в «Труде» случай с Героем России летчиком-испытателем Рубеном Есаяном, окончившийся для него счастливо. В советское время он на Як-40 работал личным пилотом министра обороны охваченной гражданской войной Анголы. Однажды в двигатель самолета угодил снаряд. Казалось, шансов на спасение нет, но Есаян заложил крутой вираж и с ходу посадил самолет. Ни одна инструкция не предусматривает «разворот вокруг хвоста» и посадку с полными баками и горящим двигателем. Это было чудо, но чудо рукотворное.
Вспоминая трагический рейс Токио — Осака, с которого мы начали «разбор полетов», нельзя обойти вниманием и другую давнюю катастрофу: гибель в октябре 1958 года в небе Чувашии лайнера Ту-104, выполнявшего рейс Омск — Москва. Попав в мощный восходящий поток, он потерял скорость и перешел в почти вертикальное пикирование. Нехватка хода руля высоты не позволила вывести машину в горизонтальный полет. Даже когда стало понятно, что самолет обречен, командир Гарольд Кузнецов продолжал четко комментировать все происходящее, а бортрадист — транслировать его слова на землю. Переданная с терпящего бедствие борта информация оказалась поистине бесценной и сумела пролить свет на причины множества в то время загадочных аварий Ту-104...