В воскресенье, 15 ноября, мир, а точнее, самая разумная его часть, отметит День вторичной переработки. Россия пока чужая на этом празднике жизни. В нашей стране в лучшем случае перерабатывается около 10% твердых бытовых отходов. Остальное складируется на полигонах или закапывается. С экономической точки зрения так проще и дешевле, с экологической — чистой воды преступление против будущих поколений.
А что у них? В настоящее время в Европе перерабатывается 50-80% стекла, пластика и бумаги. А что у нас? Не сортируются и не перерабатываются даже опасные отходы (батарейки, люминесцентные и энергосберегающие лампы). С помпой стартовавшие в свое время проекты по раздельному сбору мусора тихо сползли на нет. В столице горожане довольно быстро заметили, что содержимое соответствующих контейнеров по утрам попадает в утробу самого обычного мусоровоза и вместе с несортированными твердыми бытовыми отходами, как и прежде, следует на полигон. Почему? Да потому что так выгоднее нашим коммерсантам. Во всем цивилизованном мире захоронение — самый дорогой способ утилизации мусора, а в России, наоборот, самый дешевый.
В результате вокруг каждого мегаполиса в нашей стране растут все новые и новые терриконы отходов. Их высота измеряется десятками метров. Драматичная «геологическая» ситуация сложилась в Подмосковье. Ежегодно Москва генерирует 5,5 млн тонн мусора. И если переработка находится в зачаточном состоянии, то его нужно куда-то вывозить. Куда? Разумеется, на один из 70 полигонов твердых бытовых отходов. Каждый из них — это экологическая катастрофа районного масштаба, все вместе они сильнейшая головная боль для всего столичного региона. Кстати, именно в Московской области расположен крупнейший в России и всей Восточной Европе полигон ТБО «Тимохово».
Впрочем, не нужно строить иллюзий — глубинке мусорная проблематика знакома ничуть не меньше, чем столицам. Более того! Если в окрестностях крупных городов отходы свозят пусть и на нещадно критикуемые, но хоть сколько-нибудь подготовленные полигоны, то там порой вообще сбрасывают их где придется. По оценкам экспертов, в настоящее время в России скопилось более 30 млрд тонн неутилизированных отходов. Чудовищная цифра! Если не остановиться прямо сейчас, то совсем скоро мы окажемся заживо погребенными под горами мусора.
Большие надежды в этом смысле возлагались на мусоросжигательные заводы. Но на поверку вреда от них оказалось ничуть не меньше, чем пользы. Да, в огне сгорают «объемы» мусора, снижая нагрузку на полигоны, да, такие заводы могут вырабатывать электроэнергию и тепло, но при этом их выбросы в атмосферу очень вредны. Такого рода предприятия, особенно построенные еще в прошлом веке, выбрасывают в атмосферу опаснейшее токсичное вещество — диоксин.
Выходит, тупик, выхода нет? Не совсем так. Пожалуй, практика раздельного сбора мусора на наших просторах действительно не приживется, а вот у мусоросжигательных заводов еще есть потенциал для дальнейшего эволюционного развития. Прекрасный тому пример — Япония. Это государство с самым большим количеством мусоросжигательных заводов в мире (в Стране восходящего солнца физически нет площадей для полигонов ТБО). Предприятия последнего поколения (строятся с 2009 года) уничтожают мусор по самым новейшим технологиям, экологически безопасны и, кроме того, вырабатывают электроэнергию. Существуют планы построить в ближайшее десятилетие 50 таких заводов и в России. Естественно, по японской лицензии. А в перспективе каждое предприятие должно обслуживать город с населением от 200 тысяч человек (таковых в нашей стране больше сотни).
Если этим планам суждено будет сбыться, то мусорные горы вокруг российских мегаполисов из головной боли быстро превратятся в неиссякаемый источник энергии. Месторождения нефти и газа когда-нибудь все равно истощатся, а мусорить люди не перестанут никогда.