В Минздраве обсуждается предложение ограничить до 38-40 лет возраст женщин, которые смогут забеременеть с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) за государственный счет — в рамках программы бесплатного оказания медпомощи по полису ОМС.
«В более позднем возрасте наступление беременности менее вероятно», — пояснил президент Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ) Владислав Корсак, выступая на круглом столе в Совете Федерации. Однако на платной основе такую помощь предлагается оказывать желающим до 50 лет и даже более.
То есть речь идет не о медицине, а о деньгах. Как заявил заведующий отделением ВРТ Мариинской больницы в Санкт-Петербурге Андрей Иванов, государство вкладывает деньги в рождение ребенка, а потому «новый человек эти вложения должен как-то отработать». То есть необходимо просчитать, в зависимости от возраста матери, покроет ли рождение нового гражданина сделанные медиками расходы — на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), использование донорской спермы и эмбрионов и т. д. Или пусть все это оплачивает семья — причем наличными?
Но давайте сначала все-таки о медицине. Владислав Корсак напоминает, что для женщин возраст 35-40 лет врачи называют поздним репродуктивным, а 49 лет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает предельным. «Возраст женщины — серьезный фактор, от этого никуда не деться, — говорит Корсак. — Он многократно снижает шансы на наступление беременности». И действительно, по статистике РАРЧ, в 2020 году после однократной процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) беременели в среднем 27% женщин в возрасте до 34 лет, а в возрастной группе 40+ — лишь 11%. С родами цифры еще хуже: у более молодых беременность заканчивалась благополучно в 21% случаев, у дам бальзаковского возраста — лишь в 6%. К тому же у 40-летних женщин в 16 раз увеличивалась вероятность рождения ребенка с хромосомными заболеваниями по сравнению с 20-летними, а к 45 годам такая разница более чем существенна.
Тем не менее россиянки все чаще идут на риск: по данным Минздрава, в прошлом году за счет госсредств было проведено более 89 тысяч полных циклов ВРТ, что на 10% больше, чем в 2021 году. Но в европейских странах женщины прибегали к ВРТ втрое чаще — там уже в 2023 году зафиксировано 1,5 тысячи таких операций на миллион населения, а в России нынче произведено лишь 613 операций все на такой же миллион.
Тем не менее в результате в нашей стране в одном лишь в 2021 году россиянки в возрасте 40+ все-таки родили рекордное с 90-х годов число детей — почти 57 тысяч. При этом 11 малышей родились у мам в возрасте 60 лет и старше. Но в стране идет депопуляция населения, и даже с этой «прибавкой» общее количество новорожденных россиян оказалось на 33 тысячи меньше, чем годом раньше. А в 2020 году женщины России родили на 50 тысяч детей меньше, чем в 2019-м. И этот «минус» растет аж с 2015 года, несмотря на все усилия государства, в том числе выплаты и повышение размера материнского капитала.
Кстати, о капитале. На сокращении рождаемости в стране в 2022 году Минфин уже сэкономил более 17 млрд рублей невостребованного материнского капитала, а в 2021 году — более 26 млрд рублей. При нынешних средних ценах на ВРТ (около 1 млн рублей) эти деньги могли всего за два года помочь появиться на свет примерно 40 тысячам младенцев. Но, похоже, чиновники совсем не прочь экономить и дальше...
Сюда надо бы добавить, что по мере развития теории и практики вспомогательной репродуктивной медицины появляется все больше очень любопытной информации в защиту поздних родов и ВРТ. Например, американские исследователи утверждают, что женщины, впервые родившие после 25 лет, доживают до 90 куда чаще своих сверстниц, ставших мамами в более раннем возрасте. В другом исследовании шведы выявили, что дети у 30- и 40-летних родителей лучше учатся в школе. А англичане и вовсе уверяют, что первенцы, рожденные мамой после 40 лет, имеют выше уровень IQ, у них богаче словарный запас, они лучше читают и даже реже страдают от ожирения. То есть поздние дети чаще бывают талантливыми и успешными во всех сферах жизни.
Кстати, наш музыкальный гений Петр Ильич Чайковский тоже был поздним ребенком — он появился на свет, когда его матери Александре Андреевне было под сорок. Как и маме еще одного припоздавшего гения — Вольфганга Амадея Моцарта. И даже мама знаменитого Георгия Жукова успела дожить до 38 лет, почти предельных для женщин в царской России конца XIX века, прежде чем произвела на свет будущего Маршала Победы. Как вы думаете, он бы «отработал» цену своего рождения, если бы тогда врачам пришлось прибегнуть к ВРТ?