Известное дело: банки всегда поступают так, как выгодно им и их руководству. Чтобы хотя бы уберечь деньги, держателям вклада, депозита или кредитной карты необходимо быть крайне внимательными: задача банка – заработать, а задача клиента – не переплатить. У работников банка есть свои, часто неплохие зарплаты.
В этот раз кредитные организации подставились заметно. Граждане жалуются на невозможность оформить льготы по ссудам, введённые чиновниками в связи с коронакризисом. Об этом прессе рассказали в проекте ОНФ «За права заемщиков». Так, банки без оснований отклоняют или игнорируют заявки на кредитные каникулы или не полностью рассказывают гражданам о порядке реструктуризации займов, а также просят лишние документы.
По сведениям ОНФ, россияне также сталкиваются с «потерями заявок» на кредитные каникулы и навязыванием сторонних невыгодных программ рассрочки.
Кредитные организации зачастую игнорируют рекомендации Центробанка учитывать волю потребителя при обращении за льготным периодом или реструктуризацией. Реакция банков следует лишь за публикацией обязательных к исполнению актов.
Нужно помнить: кредитные каникулы попросту невыгодны банкам. Ведь клиентам позволяется без процентов пользоваться деньгами в течение полугода, отметил редактор журнала «Банки Сегодня» эксперт по финансовым организациям Артем Мацун. Именно поэтому под видом каникул банки предлагают клиентам собственные программы реструктуризации, которые приведут к большим переплатам.
Отметим, кредитные каникулы так и не стали популярными. По оценкам сенатора Владимира Кудрявцева, ими воспользовались 1,8 миллионов россиян – лишь 15% из них обращались за льготой по новым правилам.
У них всё чисто
В банках не слышали о проведениях проверок со стороны ЦБ. Более того: кредитные организации настаивают на своей чистоте. Проблем с кредитными каникулами якобы практически нет. «Доля отказов в подключении кредитных каникул в Почта Банке ничтожна и составляет 3%», - приводят «Известия» оценку члена правления, директора по продуктам и технологиям Почта Банка Григория Бабаджаняна. По его словам, число жлоб невелико – 100-150.
«Мы не сталкивались с вопросами или проверками по поводу собственной программы кредитных каникул», - уверяют в ПСБ. В банке есть своя программа реструктуризации, она дублирует государственную по процентам и срокам, но предоставляет дополнительные бонусы.
Главная проблема, говорят в Сбербанке, в работе с клиентами, у которых истекают 90 дней на доказательства снижения дохода более чем на 30%. Если гражданин не принесёт документы, банк будет вынужден отменять льготный период, предупредили в организации.
Напомним, кредитные каникулы сроком до шести месяцев предусмотрены для тех, чей трудовой договор оформлен до 3 апреля 2020 года. Доход за месяц до даты обращения должен был упасть минимум на 30%. Заявки на предоставление льготного периода банки принимают до 30 сентября.
Лимиты следующие. Кредитные карты – до 100 тысяч рублей, потребссуды – 250 тысяч, автокредиты – 600 тысяч и ипотека – 2 миллиона (в Москве – 4,5 миллиона, и по 3 миллиона в Подмосковье, Петербурге и на Дальнем Востоке).
Как защитить свои права?
Инструкцию предложила глава проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева. Во-первых, подать заявление или сообщить в банк по телефону о намерении воспользоваться кредитными каникулами. Второе – написать повторное заявление, если через пять дней не получили ответа. И третье: если банк отмалчивается, обращаться в Службу защиты прав потребителей финансовых услуг Банка России.
Нарушения банков следует фиксировать: например, при помощи аудиозаписи. Без этого позиции в суде окажутся непрочными, рекомендуют в ОНФ.