В Уфе на арене цирка шапито «Триумф» посреди детского спектакля «Мегаелка в цирке» местные судебные приставы устроили свое представление — с резиновыми дубинками, электрошокерами и наручниками, заковав в них выступавших артистов. Дети были в шоке.
История, как известно, дама повторяющаяся: в первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса. В Уфе в нынешние новогодние праздники было именно так: ровно через 101 год местные судебные приставы повторили «подвиг» матроса Железняка, по приказу большевиков разогнавшего 6 января 1918 года в Санкт-Петербурге первое в истории России Учредительное собрание. Но башкирские приставы для своего выступления выбрали не здание Таврического дворца, а скромный уфимский цирк шапито, на арене которого шел детский спектакль.
Шоу было в самом разгаре, силы зла еще главенствовали, вот-вот на арену должны были вывести медведей (естественно, дрессированных), и зрителей попросили не вставать с мест. Тем более, впереди ожидалось появление Деда Мороза и счастливое окончание представления. Однако взамен на арену вышли крепкие парни из Службы судебных приставов — с резиновыми дубинками, электрошокерами и наручниками, которые потребовали от зрителей немедленно «очистить зал». Без возражений.
Попытки цирковых артистов воспрепятствовать самодеятельности силовиков жестко пресекались немедленным заковыванием в наручники. Малолетние зрители, только что самозабвенно хлопавшие совсем другому спектаклю, сначала ошеломленно наблюдали за неожиданным «боевиком», а затем разразились обиженным ревом под аккомпанемент протестующих возгласов мам и бабушек. Веселый новогодний праздник обернулся то ли фарсом, то ли драмой.
Причиной оказался конфликт уфимских циркачей с работниками надзорных ведомств, а затем и с правоохранителями. Причем поначалу он развивался в цивилизованных рамках: пожарные инспекторы вынесли решение о закрытии цирка шапито «Триумф», развернувшегося в спальном микрорайоне Сипайлово на улице Жукова из-за несоответствия помещения и оборудования правилам пожарной безопасности. Судебные приставы потом объясняли журналистам, что «в погоне за наживой хозяева цирка рискуют жизнью и здоровьем посетителей, большинство из которых — дети». Перечисляли выявленные в «Триумфе» нарушения: материал, из которого сделан пол, не соответствует правилам пожарной безопасности; декорации и оформление сцены не обработаны огнезащитными веществами; в комнатах отдыха, офисе и фойе цирка не было пожарной сигнализации; план эвакуации животных отсутствовал, а огнетушители в здании и вовсе не работали. Для зрителей даже не предусмотрели второй эвакуационный выход...
Поверим и согласимся, что опасения инспекторов были оправданны. Все-таки многолюдный развлекательно-зрелищный комплекс — объект повышенной опасности. Он даже с меньшим набором нарушений в любой момент мог превратиться в гигантский костер, которых уже немало было в новейшей российской истории.
Но ведь и руководство «Триумфа» приняло меры: 20 декабря работа цирка в Сипайлово была принудительно остановлена, а уже через девять дней первые зрители смогли посмотреть представление на новом месте — в выставочном зале уфимского ВДНХ-ЭКСПО — помещении, изначально построенном с учетом всех современных противопожарных норм. Всех, кто не попал на представления по прежнему адресу, пригласили со старыми билетами прийти в переехавший «Триумф» и посмотреть шоу. Для этого расписание представлений было специально подкорректировано.
И, что самое важное, как утверждает главный инженер «Триумфа» Олег Ядренкин, все нарушения, выявленные по прежнему адресу пожарными инспекторами, были учтены и устранены. «У нас установлена пожарная сигнализация и есть все необходимое, включая заключение независимой пожарной экспертизы», — заявляет главный инженер. По словам Ядренкина, руководство цирка было готово встретиться с представителями контрольных служб в суде и там доказать полную безопасность своего бизнеса, «но эксперт на заседание не явился».
Зато на цирковое представление явились судебные приставы. И, что самое интересное, они пришли по новому адресу — в выставочный зал ВДНХ-ЭКСПО «для проверки исполнения решения суда — о закрытии шапито в микрорайоне Сипайлово». Хотя решения о закрытии цирка по новому адресу суд не выносил.
Более того, приставы явились на арену в разгар циркового спектакля и потребовали от зрителей «очистить зал», хотя не могли не понимать: аварийное покидание цирка большой массой людей, преимущественно детей, многократно усиливает опасность возникновения любого ЧП. Как потом говорили артисты, «хорошо еще, что на арену медведей не успели вывести...».
Остается добавить: до конца представления оставалось всего 10-15 минут, после чего люди вышли бы на улицу сами, без показательной операции «маски-шоу». Дальше уже в спокойной обстановке правоохранители могли «выяснять отношения» с руководством «Триумфа», причем без заковывания в наручники ни в чем не повинных клоунов, укротителей и униформистов.
«Это было сделано в целях недопущения возможных трагических последствий для жизни и здоровья зрителей, большинство из которых — дети» — с таким заявлением выступила постфактум пресс-служба местного Управления федеральной службы судебных приставов. В том же сообщении сказано, что в «отношении директора цирка за злостное неисполнение решения суда дознаватели службы возбудили уголовное дело».
А ведь всю эту неприглядную картину видели маленькие дети и их родители, пришедшие на веселый новогодний праздник. Но вот им преподали плохой урок «всевластия силовиков». Кому это было нужно и зачем?