Четверть века назад немец Матиас Руст скрытно от радаров пролетел от Хельсинки до Москвы, после чего высоких постов лишились чины советских ПВО и даже министр обороны. Но мало кто знает, что подобный скандал мог случиться на 10 лет раньше, когда наземные службы аэропорта Пулково потеряли из вида легкомоторный финский самолет. В небо по тревоге были подняты истребители. К счастью для заплутавшего пилота, команды «Атаковать!» не последовало. Авиадиспетчер в последний момент успел обнаружить пропавший гражданский борт, вернуть на заданный эшелон высоты и благополучно посадить его в Ленинграде.
На днях исполнилось 92 года с тех пор, как в СССР была создана диспетчерская служба Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота (ВО ГВФ). Сегодня это самые важные люди в аэропорту, сидящие за мониторами в командно-диспетчерских пунктах. Именно они управляют движением самолетов на ВВП, посадками, взлетами и набором высоты. То есть обеспечивают безопасность тысяч людей, летящих по своим делам. Не трудно представить, какая колоссальная ответственность на их плечах. И едва ли кто-то знает об этом лучше президента Международного агентства «Безопасность полетов» Валерия Георгиевича Шелковникова — того самого диспетчера из Пулково, предотвратившего инцидент с финским самолетом.
С детства он мечтал стать летчиком, но не прошел медицинскую комиссию по зрению. Пришлось выбирать профессию более земную, хотя и связанную с небом — диспетчера управления воздушным движением. Специальность так и называлась: самолетовождение. А за штурвал он все-таки сел — уже в 45 лет, будучи начальником Главного управления воздушным движением МГА СССР. Сдал экзамены и получил свидетельство пилота. И даже на Як-18Т совершил трансатлантический перелет по маршруту Москва — Сиэтл — Москва.
Навыки работы авиадиспетчера Валерий осваивал на Крайнем Севере. После распределения начальник Полярного управления, Герой Советского Союза Марк Шевелев так напутствовал выпускника Ульяновской школы летной подготовки: «Ты в Мыс Косистый летишь? Береги себя: пьют там безбожно. Если что, звони — переведу в Хатангу».
Утром он вылетел из Москвы на Ил-18, потом пересел в Ан-2 и добрался до таймырского мыса. Поселили Валерия в гостинице, где будущие коллеги тут же предложили «проставиться». После месяца стажировки, получив головную боль и толком ничему не научившись, он вспомнил обещание начальника и перевелся в Хатангу. Именно там, в таймырском поселке, прошел настоящую школу жизни диспетчер Шелковников. А еще были командировки на ледовые аэродромы полярных станций, освоение новых пунктов УВД.
Полярная авиация обслуживала тогда научные экспедиции, ежедневно аэропорты принимали десятки пассажирских рейсов Ил-18, Ил-14 из Москвы в Амдерму, Мыс Каменный, Диксон, Тикси, Чокурдах, Кресты Колымские, Певек, Мыс Шмидта, Анадырь. Трудяги Ан-12 тащили грузы. Аэродром Хатанга не мог надолго закрываться, даже если бушевала пурга. Сегодня Валерий Георгиевич убежден: если бы не Арктика, он точно был бы слабее — и в человеческом, и в профессиональном отношении.
По возвращении на Большую землю Шелковников получил назначение в УВД ленинградского аэропорта Пулково, где прошел путь от рядового диспетчера до руководителя Центрами управления воздушным движением. Не раз получал благодарности и премии за обеспечение аварийной посадки самолетов в сложной воздушной и метеорологической обстановке.
Один такой случай произошел во время грозы, когда в переполненном ленинградском небе рядом с реактивными лайнерами оказались тихоходы Ли-2 и Convair CV-340 авиакомпании Finnair. Пока диспетчер разводил самолеты по эшелонам, финн с локатора на какое-то время исчез. А обнаружился, когда ПВО уже подняла истребители с аэродрома на Карельском перешейке. Диспетчеру удалось развернуть финна и посадить его в Пулково.
Спустя много лет на семинаре по безопасности полетов в Москве, уже будучи председателем Росаэронавигации, Шелковников познакомился с директором департамента безопасности полетов авиакомпании Finnair (на фото наш герой слева). Им оказался тот самый пилот Convair CV-340... Гора с горой не сходятся, а люди, как видите, встречаются.