Мало кто знает, что скандал, подобный устроенному немцем Матиасом Рустом, мог случиться на 10 лет раньше
Четверть века назад немец Матиас Руст скрытно от радаров пролетел от Хельсинки до Москвы, после чего высоких постов лишились чины советских ПВО и даже министр обороны. Но мало кто знает, что подобный скандал мог случиться на 10 лет раньше, когда наземные службы аэропорта Пулково потеряли из вида легкомоторный финский самолет. В небо по тревоге были подняты истребители. К счастью для заплутавшего пилота, команды «Атаковать!» не последовало. Авиадиспетчер в последний момент успел обнаружить пропавший гражданский борт, вернуть на заданный эшелон высоты и благополучно посадить его в Ленинграде.
На днях исполнилось 92 года с тех пор, как в СССР была создана диспетчерская служба Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота (ВО ГВФ). Сегодня это самые важные люди в аэропорту, сидящие за мониторами в командно-диспетчерских пунктах. Именно они управляют движением самолетов на ВВП, посадками, взлетами и набором высоты. То есть обеспечивают безопасность тысяч людей, летящих по своим делам. Не трудно представить, какая колоссальная ответственность на их плечах. И едва ли кто-то знает об этом лучше президента Международного агентства «Безопасность полетов» Валерия Георгиевича Шелковникова — того самого диспетчера из Пулково, предотвратившего инцидент с финским самолетом.
С детства он мечтал стать летчиком, но не прошел медицинскую комиссию по зрению. Пришлось выбирать профессию более земную, хотя и связанную с небом — диспетчера управления воздушным движением. Специальность так и называлась: самолетовождение. А за штурвал он все-таки сел — уже в 45 лет, будучи начальником Главного управления воздушным движением МГА СССР. Сдал экзамены и получил свидетельство пилота. И даже на Як-18Т совершил трансатлантический перелет по маршруту Москва — Сиэтл — Москва.
Навыки работы авиадиспетчера Валерий осваивал на Крайнем Севере. После распределения начальник Полярного управления, Герой Советского Союза Марк Шевелев так напутствовал выпускника Ульяновской школы летной подготовки: «Ты в Мыс Косистый летишь? Береги себя: пьют там безбожно. Если что, звони — переведу в Хатангу».
Утром он вылетел из Москвы на Ил-18, потом пересел в Ан-2 и добрался до таймырского мыса. Поселили Валерия в гостинице, где будущие коллеги тут же предложили «проставиться». После месяца стажировки, получив головную боль и толком ничему не научившись, он вспомнил обещание начальника и перевелся в Хатангу. Именно там, в таймырском поселке, прошел настоящую школу жизни диспетчер Шелковников. А еще были командировки на ледовые аэродромы полярных станций, освоение новых пунктов УВД.
Полярная авиация обслуживала тогда научные экспедиции, ежедневно аэропорты принимали десятки пассажирских рейсов Ил-18, Ил-14 из Москвы в Амдерму, Мыс Каменный, Диксон, Тикси, Чокурдах, Кресты Колымские, Певек, Мыс Шмидта, Анадырь. Трудяги Ан-12 тащили грузы. Аэродром Хатанга не мог надолго закрываться, даже если бушевала пурга. Сегодня Валерий Георгиевич убежден: если бы не Арктика, он точно был бы слабее — и в человеческом, и в профессиональном отношении.
По возвращении на Большую землю Шелковников получил назначение в УВД ленинградского аэропорта Пулково, где прошел путь от рядового диспетчера до руководителя Центрами управления воздушным движением. Не раз получал благодарности и премии за обеспечение аварийной посадки самолетов в сложной воздушной и метеорологической обстановке.
Один такой случай произошел во время грозы, когда в переполненном ленинградском небе рядом с реактивными лайнерами оказались тихоходы Ли-2 и Convair CV-340 авиакомпании Finnair. Пока диспетчер разводил самолеты по эшелонам, финн с локатора на какое-то время исчез. А обнаружился, когда ПВО уже подняла истребители с аэродрома на Карельском перешейке. Диспетчеру удалось развернуть финна и посадить его в Пулково.
Спустя много лет на семинаре по безопасности полетов в Москве, уже будучи председателем Росаэронавигации, Шелковников познакомился с директором департамента безопасности полетов авиакомпании Finnair (на фото наш герой слева). Им оказался тот самый пилот Convair CV-340... Гора с горой не сходятся, а люди, как видите, встречаются.