Сегодня, 10 сентября, в Москве простятся с главой МЧС Евгением Зиничевым, погибшим на таймырском плато Путорана. Трагедия, закончившаяся гибелью министра и кинорежиссера Александра Мельника, случилась возле водопада Китабо-Орон. Похоронят Зиничева в родном Санкт-Петербурге. Накануне указом президента РФ ему посмертно было присвоено звание Героя России за «героизм, мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга».
Подробности произошедшего разнятся, но суть одна: режиссер Александр Мельник, выбиравший с камерой место съемки, оступился и сорвался с высоты в воду. Находившийся рядом Зиничев среагировал мгновенно, прыгнул за ним — и попал на камни.
Он был спасателем не только по службе, но и по жизни. Да и его выучка другой реакции не предполагала. Срочную службу Зиничев проходил на Северном флоте на острове Новая Земля. А еще в его послужном списке значилась работа в охране главы государства.
Евгений Николаевич не являлся особо публичной фигурой, хотя в 2016-м 70 дней пробыл врио губернатора Калининградской области, после чего отпросился у президента со «штатской» работы. Но те, кто Зиничева знал, сегодня полны неподдельного горя, провожают его искренними словами и слезами.
А мне припомнилась презентация фильма Александра Мельника «Территория» в переполненном Кремлевском дворце шесть лет назад. Лента, снятая по культовому куваевскому роману, выглядела странно в этих интерьерах и в этом веке. Та эпоха и те герои, несгибаемые мужики, казалось, безвозвратно канули в Лету. Но Мельник так не думал. Гидролог по образованию, несколько лет проработавший на полярной станции в море Лаптевых, он тянулся к этому холодному и пустынному миру и в не слишком романтичные времена.
«После первого курса я уехал в стройотряд в Магаданской области. Был очарован Севером — сопки, невероятные пейзажи, белые ночи, ядреный воздух — и настоящий большой труд, — рассказал тогда «Труду» Александр. — Это не про романтику, это про страсть человека к своему делу, про людей, которые ставят работу выше всего... Мы осваивали Север не потому, что там было золото и большие деньги, мы ехали туда с радостью. Там, на Севере и на Дальнем Востоке, я видел самое большое количество счастливых — молодых, образованных, талантливых — людей на квадратный километр. У них было главное: мир, наполненный содержанием».
И вот еще: «Если полярник уходит из зимовья, где нашел приют, обязательно оставит несколько сухарей и соль. А нашему времени не хватает любви, мы часто живем с ненавистью, привыкаем только брать. Мне в своих фильмах хочется показать, что при недоверии и нелюбви нельзя выжить в северных краях, в экстремальной ситуации. Может, поняв это, люди станут чуточку добрее?»
Перечитывая сегодня эти строки из разговора, опубликованного в «Труде», в который раз уже понимаешь, что ничто в жизни не случается просто так. «Территорию» Александр Мельник снимал на Чукотке и на плато Путорана на юге Таймыра...