Генпрокуратура завершила проверку общественного транспорта и убедилась, что в большинстве регионов к организации перевозки пассажиров относятся, мягко говоря, халатно. Сплошь и рядом за рулем автобусов, троллейбусов и маршруток оказываются случайные или вообще нетрезвые водители. Про техническое состояние выходящего на линии общественного транспорта лучше промолчать.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений — отсутствие предрейсовых медицинских осмотров. В результате такой «забывчивости» в кабинах автобусов, троллейбусов, трамваев, такси и маршруток систематически оказываются выпившие и просто пьяные водители, а также люди, которым по медицинским показаниям запрещено работать за рулем.
Из-за недостатка средств на техобслуживание пассажиров перевозят в неисправном и запрещенном к эксплуатации транспорте. Что касается самих водителей, то руководство транспортных предприятий практически в каждом регионе страны систематически задерживает им зарплату и не соблюдает их законное право на отдых.
Как следует из сообщения Генпрокуратуры, медицинский контроль слабо организован в 23 регионах, среди которых Красноярский и Пермский края, Брянская, Калужская и Владимирская области. Особенно остро эта проблема стоит у служб такси, водители в которых работают на принципах самозанятости. Юридически получать заказы через сервисы Gett, Uber или «Яндекс.Такси» может только числящийся в каком-нибудь таксопарке водитель, но это требование — не более чем формальность. Очень часто никакого медосмотра частники не проходят — в лучшем случае дунут в личный алкотестер для самоуспокоения.
Нарушение продолжительности рабочего дня работников транспорта стало почти нормой во многих регионах. Что уж говорить о таких вещах, как тотальное отсутствие инструктажа по технике безопасности и охране труда.
Председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов рассказал, что в подавляющем большинстве случаев руководителей транспортных предприятий провоцирует к нарушениям законодательства ситуация на рынке труда.
«Уровень реальной безработицы в стране высок. Люди боятся потерять работу и из-за этого соглашаются работать по 15-18 часов в сутки, отказываются от отпусков, на свой страх и риск выходят на линии на заведомо неисправной технике», — заявил Котов.
Прибавьте к этому многомесячные задолженности по зарплате, которые держат людей на рабочем месте, ведь увольнение означает, что человек просто подарит экс-начальству честно заработанные деньги.
Справедливости ради стоит сказать, что выявленные нарушения в основном допускаются средними и малыми транспортными предприятиями. Крупные компании, как правило, следят за своей техникой и водителями.
Отдельный вопрос — кто сегодня сидит за рулем общественного транспорта. Понятно, что немалая часть тех, кто сейчас водит автобусы, трамваи и тем более маршрутки, — выходцы из ближнего и дальнего зарубежья. Но сколько их? Ответ отсутствует даже приблизительный. По закону доля иностранных работников на пассажирском транспорте не должна превышать 40%. Выполняется ли эта норма? По информации МВД, количество иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на транспорте, составляет 40 661. Примерная цифра для столичного региона — 10 тысяч человек. При этом нужно понимать, что для МВД нет никакой разницы, является ли водитель гражданином Украины, Молдавии, Узбекистана, Таджикистана или Франции — все они для статистики МВД иностранцы.
А вот что касается их профессионализма и квалификации, то об этом многое скажут статистические выкладки Мосгортранса. Так, в год на одного водителя-москвича в среднем приходится 0,028 аварии, на одного россиянина, но не москвича — 0,031 аварии, а на водителя — выходца из стран СНГ — 0,087 аварии, то есть в 3 раза больше. Комментарии, как говорится, излишни.