Я только что вернулся с Камчатки и сердцем еще там, в далеком и удивительном крае. А тут вдруг весть о гибели на склонах самого высокого в Евразии действующего вулкана девяти туристов... И встают неизбежные вопросы: стоят ли красоты этого «краешка земли» человеческих жизней? И все ли делается, чтобы возросший интерес к родной стране и активное краеведение были безопасными для россиян?
Группа туристов из 12 человек, в том числе два гида, 3 сентября начала восхождение на вершину вулкана Ключевской. Далеко не новички — спортивные молодые люди с подготовкой и опытом, один из гидов имел за спиной 13 восхождений на тот самый Ключевской. Так что о бесшабашном любительстве речь не идет.
На отметке 3300 метров трое, трезво оценив свои силы, остались в лагере, остальные продолжили восхождение. Погода была солнечная, а вот метеопрогноз — тревожный. По настоянию группы гиды повели людей к вершине, надеясь успеть достичь цели до непогоды. На отметке 4158 трое туристов, шедшие в связке, сорвались со склона и погибли, пролетев по крутой насыпи в пропасть. Выжившие предположат, что эти трое попали под камнепад. Потом, когда поднялся ветер 15 метров в секунду, сорвались еще двое...
Вечером в воскресенье, 4 сентября, в правительстве края сообщили о смерти шестого члена группы, а наутро стало известно о гибели еще троих от переохлаждения, поскольку ночью температура падала до минус 14. Теплой одежды туристам, застрявшим в ненастье на высоте, явно не хватило. Совет по рации снять одежду с погибших они не приняли. Возможно, это стоило им жизни, но в условиях гипоксии соображаешь слабо.
Понятно, при такой резонансной катастрофе сразу же возникают извечные вопросы: кто виноват и что делать? Погибли девять человек, их тела только через три дня силами МЧС эвакуировали с вулкана, чтобы отправить в Петропавловск-Камчатский для судебно-медицинской экспертизы. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам» и произвел первые задержания. Директор компании-организатора «Экстрим Тайм» Андрей Степанов арестован на два месяца судом, хотя вину свою не признает. Контракта с турфирмой погибшие не подписывали, но кого-то надо назначить крайним. Тем более президент только что пообещал превратить полуостров в Мекку экологического туризма, а тут девять унесенных жизней! Только не стоит забывать, что без бизнеса, подобного тому, что вел Андрей Степанов, туризм в ДФО затухнет.
Вице-премьер Юрий Трутнев сообщил детали. В данном случае на высоту 4800 мет-ров было организовано путешествие категории 3А, что приравнивается к пятой категории сложности по туристической классификации. По его оценке, в таких случаях туристы должны проходить специальную комиссию. По данным Трутнева, пострадавшая на Камчатке группа не подавала заявку на поход и допуск на маршрут не получала. Вице-премьер добавил, что обсудит с МЧС и Ростуризмом вопросы безопасности туризма по возвращении в Москву...
Гибель людей при восхождении — всегда трагедия. Но смертельный риск всегда существует в альпинизме. Самыми фатальными обстоятельствами остаются плохая погода и выброс вулканического пепла и камней размером с кочан капусты. Зимой к этому добавляются лавины, весной — селевые потоки. Крайне редко встречаются в альпинизме пьяные дураки или самонадеянные искатели приключений. На таких должна быть управа. Нельзя допускать дилетантов на маршрут. Но где грань между здравым смыслом и запретами «на всякий случай»?
Молодой и популярный у местного населения губернатор Камчатского края Владимир Солодов по горячим следам трагедии на Ключевском сообщил, что готовятся предложения для системного регулирования экстремального туризма. По его словам, необходимо усиливать уровень контроля и охраны особо охраняемых природных территорий — таких, как «Вулканы Камчатки», куда входит и Ключевской. Но контроль — далеко не полное решение проблемы экстрим-путешествий. Губернатор это понимает. В крае строится инфраструктура — дороги и коммуникации. Без них и укомплектованных спасательных служб туризм остается зоной повышенного риска.
В принципе система Центроспаса на полуострове работает давно и вполне успешно. Однако в последнее время объемы внутреннего туризма кратно возросли, и отслеживать стихийные группы стало технически очень сложно. Кстати, шедшие на Ключевской зарегистрировались в МЧС и имели спутниковый телефон. Помощь гиды вызвали сразу, но погода позволила МИ-8 забросить спасательный отряд лишь 5 сентября на высоту 1663 метра. Спасатели через пять часов дошли до троих выживших в домик вулканологов на высоте 3300 метров, а наутро добрались сквозь пургу и до отметки 4100, но там их ждали только остывшие тела.
Разговоры о том, что, мол, гиды были не местными — пустые. Большинство живущих и работающих в крае вовсе не потомственные камчадалы, а приехавшие с Большой земли на заработки. Иван Алабугин из Барнаула и Андрей Мищенко из Новосибирска были вполне квалифицированными гидами для сопровождения группы. Но в эти сентябрьские дни все, похоже, было против них...
Проблема, о которой стараются не упоминать: многие камчадалы сейчас живут извозом туристов к достопримечательностям, к которым иначе как на форсированных джипах с колесами в 39 дюймов и укрепленной подвеской не доберешься за день. Стоит это в короткий летний сезон (июль — август) дорого. Поездка на день до вулкана Мутновский — 30 тысяч рублей, двухчасовой бросок для восхождения на Авачинскую сопку — 20 тысяч. Но мы были не в обиде, иначе по руслам сухих рек, каменным россыпям и рыхлым снежникам до красот не доедешь, а оттуда не выберешься. Поход на Ключевской встал бы в 50 тысяч.
Потому наши водители — Иван и Влад — грустно сомневались, что их «Тойота-Тундра» или старый праворульный «Ниссан-Сафари» будут приносить прибыль, если через несколько лет власти отстроят асфальтовые дороги прямо к подножью сопок. Зато тогда можно рассчитывать на профессиональное сопровождение, организованные туры, недорогие кемпинги и прочие цивильные услуги для хайкинга и прогулок.
И для местных самозанятых бизнесменов найдется работа. И пусть квалификацию гидов будут проверять и лицензировать экзаменаторы МЧС. А пока травмы, аварии и ЧП случаются регулярно. Так, после спуска с Мутновского мы узнали от догнавших нас попутчиков, что в ста метрах от нашей тропы они наткнулись на труп мужчины. Его забыла разрозненная коммерческая группа, торопившаяся через заснеженный склон. Прилетали сотрудники прокуратуры на вертолете, идет следствие.
Вместо послесловия
Прекрасная, уникальная природа Камчатки таит в себе дикую первозданность. Это и есть главная приманка для активного туризма. Если его заорганизовать и обложить запретами на все случаи жизни, то смысл далекого странствия к восточному краю необъятной родины теряется. Купить икру, нерку, палтуса или чавычу можно и на рынке или в супермаркете. А вот подставить лоб соленому ветру с Тихого океана на высоте в две тысячи метров, увидеть сверкающие сопки, дымящие фумаролы и кипящие гейзеры, запостить стаю касаток или бредущего недалече медведя мечтают многие. И как быть с этой мечтой?