Чиновники и специалисты снова ищут ответ на вопрос, почему экипаж потерял ориентировку и самолет врезался в сопку. А ведь трагедии не случилось бы, будь на борту спутниковая система постоянного мониторинга пространственного положения. Такая есть на железной дороге, но не на воздушном транспорте.
Все как всегда: правительственная комиссия вылетела на место катастрофы, озвучены ее возможные причины: состояние техники, метеоусловия и человеческий фактор. Но, как считает гендиректор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко, «уже очевидно, что мер по обеспечению безопасности полета оказалось недостаточно».
Нынешняя катастрофа зеркально повторила ту, что случилась осенью 2012 года с Ан-28, летевшим по тому же маршруту из Петропавловска-Камчатского. Тогда обломки самолета были тоже найдены на склоне горы. По заключению МАК, причиной трагедии стало «нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана и преждевременное снижение до высоты ниже минимально безопасной при полете в горной местности, в погодных условиях, исключающих устойчивый визуальный контакт с земными ориентирами».
— Неужели нет способа избежать подобной беды? — спрашиваю я Юрия Финка, руководителя компаний, два десятка лет занимающихся созданием систем контроля безопасности и связи транспортных средств. Еще в 2002-м пресса сообщала об открытии в офисе Росавиации Единого ситуационного центра (ЕСЦ). В основу его деятельности положили передачу через спутниковую систему телеметрической и полетной информации. В режиме реального времени — экспресс-анализ данных, поступающих в бортовые регистраторы («черные ящики»). В то время это виделось прорывом...
В 2008-м компания выиграла тендер РЖД на внедрение такой системы, и сегодня она успешно применяется на железной дороге. Но не в авиации! Стоимость устройства, включающего комплекс спутниковой связи и бортовой аппаратуры, — 30-50 тысяч долларов. Авиакомпании посчитали это для себя непозволительной роскошью. Хотя интерес «система предупреждения беды» вызвала немалый: ознакомиться с работой ЕСЦ приезжали руководители крупнейших авиаперевозчиков, побывала тут и министр внутренней безопасности США госпожа Наполитано.
Ну и где сейчас эти разработки? Юрий Михайлович Финк комментирует:
— Возьмите нынешний камчатский случай. Мы свое устройство с самого начала увязывали с системой раннего предупреждения близости земли. Если самолет входил в опасную зону, тут же на карте в Центре появлялся кружочек, дающий команду оперативно связаться с экипажем. Прибор начинал сигнализировать о потенциальной опасности за десятки километров. Диспетчер получил бы возможность на мониторе отслеживать положение самолета и оперативно принимать меры. И туман тут не помеха.
Система была создана в первую очередь для обеспечения безопасности пассажиров. Крушение вертолета с губернатором Сахалинской области, гибель Superjet в Индонезии, теплохода «Булгария», казанская и шереметьевская авиакатастрофы — всего этого можно было бы избежать, будь эти транспортные средства оснащены такой системой. В основе подобных аварий — отклонения от заданного курса.
— Это странно, когда для летающей техники денег не находится, — подытоживает Юрий Михайлович. — Ведь понятно, что дороже искать пропавшее судно, чем о-борудовать его системой безопасности.
Хроника ЧП
11 июня 2015 года поднялись на Ан-2 в уральское небо и без вести пропали 13 человек. На их поиски были брошены несметные силы. Каждый день в тайгу отправлялись до 1,5 тысячи человек и около 330 единиц техники. В воздух поднимались 13 самолетов и вертолетов. Только за два месяца авиация сожгла топлива на 30 млн рублей. Людей искали в тайге, в горах, под водой. Не нашли...
Год назад в Бурятии пропал Ан-2 с шестью людьми на борту. К поискам привлекли 12 воздушных судов, беспилотники, парашютно-десантные группы. Результата нет.
По данным портала Aviation Safety Network, на 23 июня 2020 года было потеряно 750 самолетов Ан-2 различных модификаций, при этом погибли 805 человек.