Главная Окно в Китай 00:20 08 Ноября 2019 2692
Как-то даже завидно...

Если хотите заглянуть в будущее прямо сегодня, поезжайте в Китай

Юрий Ряжский, спецкор «Труда», Пекин - Циндао - Сучжоу
Производство электромобилей Tesla Model 3 в Шанхае на заводе Gigafactory 3, построенном за 168 дней. Фото из открытых источников

29 октября стало известно, что высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Казани не будет. Причины — дороговизна строительства и прогнозируемо низкий пассажиропоток. Говорят: не окупится, зачем же такая дорога нужна? Вместо нее власти пообещали построить автодорогу Москва — Нижний Новгород — Казань. Естественно, платную. Ну а за казенный счет — подлатать действующую трассу, которая не за деньги.

Так совпало, что аккурат в тот же день группе журналистов из СНГ в китайском городе Циндао показывали собственное производство высокоскоростных поездов, развивающих скорость около 400 км/ч. А уже скоро появятся поезда — на 600. Дело в том, что власти Китая за последние годы покрыли страну сетью железных дорог. Не обращая внимания на сроки их окупаемости, поскольку хорошо понимают, что без дорог и высоких скоростей экономика большой страны в наше время работать просто не может.

Если хотите заглянуть в будущее прямо сегодня, поезжайте в Китай. Именно такая мысль крутится в голове у многих, кто посещает эту страну не ради ее морских курортов или дешевого шопинга. И первое, что бросается в глаза в Пекине, — это количество электромобилей. Согласно официальной статистике, в 2018 году китайцы приобрели более 1 млн электромобилей. По прогнозам Bloomberg New Energy Finance, в этом году они удвоят это число. А к 2040 году автомобили с нулевым выбросом СО2 составят более 70% всего автопарка страны. Для Китая, чьи города оазисами не назовешь, это задача громадной важности. И Поднебесная к ее решению движется семимильными шагами.

Сегодня каждая десятая машина на улицах китайской столицы гордо несет на себе номер салатового цвета — знак электрической тяги. Большое количество Tesla, а скоро будет еще больше: неделю назад владелец компании Tesla Илон Маск объявил, что строительство нового грандиозного завода по производству авто этой марки закончено. Все строительно-монтажные работы, от закладки фундамента до сдачи объекта под ключ, заняли всего 168 рабочих дней! При этом затраты на создание суперпроизводства в Шанхае оказались на 65% ниже, чем если бы то же самое строилось в США! Про Россию скромно умолчим...

Но давайте вернемся к той самой группе русскоговорящих журналистов, которые приехали на медиасеминар информационной сети «Один пояс, один путь», организуемой и координируемой китайской газетой «Женьминь жибао». И если первая неделя их пребывания в стране была целиком посвящена теории (лекции в Пекинском университете коммуникаций), то позже была весьма насыщенная поездка по нескольким провинциям. И вот уже там некоторые параллели стали просто бросаться в глаза.

Про высокоскоростные магистрали, которые бешеными темпами строит у себя Китай и от которых мы отказываемся из-за «долгой окупаемости», я уже написал выше. Давайте теперь посмотрим на ситуацию с цифрами в руках. Объем выручки контейнерного железнодорожного транзита из Китая неизменно растет с 2013 года. Например, в 2018-м в системе трех железных дорог — Казахстана, России и Белоруссии — выручка от транзита достигла 2 млрд долларов. При этом с восточного побережья, где расположены крупные порты Шанхай и Циндао, грузы идут около трех недель. В ускорении этого пути и в увеличении объемов перевозок очевидно заинтересованы не только все упомянутые выше страны, но и Южная Корея, Япония, практически вся Юго-Восточная Азия.

И только Россия, такое впечатление, стоит отдельно от всех. Кто-то в нашем Белом доме действительно считает, что лучше построить платную автодорогу и побыстрее начать собирать с нее деньги за проезд, чем вкладываться в долгоиграющий транспортный коридор Азия — Европа? Большого ума там работают люди...

По-хорошему, нужно было видеть реакцию журналистов во время посещения китайской вагоностроительной компании CRRC Qingdao Sifang. Где за один день строят шесть вагонов для высокоскоростных дорог (в стандартном поезде их восемь), причем производство загружено заказами со всего мира на два года вперед. Интерес? Восторг? Зависть? Да все вместе! Хотя зависти, наверное, было больше — скорость железнодорожных поездок под 600 км/ч, к которой уже вплотную подошли китайцы, вполне сопоставима со скоростью авиаперелетов. Причем не требует такого большого количества времени на дорогу к аэропорту, двух-трех часов на оформление и предполетные досмотры. И вообще — поезда, конечно, не безвредны для экологии, но самолеты наносят ей куда больший урон...

Что еще стоит вспомнить? Зоны торгово-экономического развития, которые у нас одно время модно было называть «бизнес-инкубаторами» (позже в оборот вошло словосочетание «инновационные центры»). Места, где реально помогают начать перспективный бизнес, а не сэкономить таким образом на уплате налогов. В Сучжоу, например, было интересно увидеть «инкубатор», где спустя всего пару лет после запуска уже семь компаний-резидентов вышли на биржи Шанхая и Гонконга. Возможно, чем-то схожим могут похвастаться в нашем «Сколково», но почему мы об этом ничего не знаем?

Центр исследования и разработки интеллектуальных роботов, где последних «учат» ухаживать и помогать пожилым людям...

«Генный дом» — там, в соседней стране, очень много внимания уделяют исследованию биологической информации человека и возможности ее корректировать в зависимости от наследственного материала...

И так далее, и так далее. Вспомнить и просто перечислить все удивительное и удивляющее, что уже есть в современном Китае, невозможно. Но я хотя бы попробовал.

P.S. Накануне нашего вылета домой в Китае:

успешно завершились VII Всемирные военные игры, в которых приняли участие 9308 военных из 109 стран мира;

свой первый вылет совершил легкомоторный четырехместный самолет с электрическим приводом;

в 50 городах заработала сотовая связь стандарта 5G.

Интересно, как они все это успевают?

Это единственный в мире модульный электромобиль, в багажнике которого можно разместить электролет 

Фото: Синьхуа

Китайский летающий автомобиль с говорящим названием «Сухопутный авианосец» (Land Aircraft Carrier) совершил испытательный полет в городе Чандэ провинции Хунань. Об этом в четверг, 27 марта сообщает информагентство «Синьхуа». Машина...

Судно способно вместить более девяти тысяч машин

Фото: Синьхуа

В Китае был сдан в эксплуатацию крупнейший в мире ролкер китайского производителя электромобилей BYD, предназначенный для перевозки машин. Об этом сообщило информационное агентство «Синьхуа». Судно спустили на воду 22 апреля в порту...

Введение дополнительных пошлин на импорт бумерангом ударит по самой Америке

Чжан Ханьхуэй, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации
Труд
Фото: Kurt Amthor/imagebroker.com, globallookpress.com

2 апреля 2025 г. президент США Д. Трамп, вопреки широкому противодействию международного сообщества, открыто объявил о введении так называемых «зеркальных тарифов» в отношении своих торговых партнеров. В частности, тариф на китайский...

Аккумуляторные батареи Megapack будут поставляться как на китайский, так и на Азиатско-Тихоокеанский рынок 

Гигафабрика Tesla в Шанхае. Фото: Синьхуа

Гигафабрика американского автопроизводителя Tesla, принадлежащего миллиардеру Илону Маску, в китайском Шанхае официально запустила экспорт первой партии аккумуляторных батарей Megapack. Произошло это чуть больше чем через месяц после запуска...

Китай и Россия были главными силами в борьбе против фашизма и продолжают отстаивать историю и защищать мир

Чжан Ханьхуэй, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации
Труд
Посол Китая в России Чжан Ханьхуэй

Современный мир переживает период нестабильности и перемен. Глобальные проблемы возникают одна за другой, а конфликты вспыхивают во многих регионах мира. Традиционные и новые угрозы безопасности переплетаются, делая вызовы, стоящие перед человечеством,...

«В тарифных войнах не будет победителей, идти против всего мира – означает изолировать себя», — подчеркнул Си Цзиньпин 

Фото: © Rao Aimin, globallookpress.com

Пекин и Брюссель должны защищать собственные экономические интересы и международные правила, а также противостоять одностороннему запугиванию со стороны Соединенных Штатов. Об этом в пятницу, 11 апреля заявил на встрече с премьер-министром Испании...

Он успешно вышел на заданную орбиту

Фото: Синьхуа

Китай отправил в космос испытательный спутник новой технологии связи. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». Аппарат оправился на орбиту в пятницу, 11 апреля, в 00.47 по пекинскому времени (19.47 четверга по московскому)....

Эксперты отрасли подсчитали доходы от соответствующей литературы, фильмов и телесериалов, видеоигр, производных продуктов и тематического туризма 

Фото: Синьхуа

Общий операционный доход китайской индустрии научной фантастики по итогам прошлого года достиг 108,96 миллиардов юаней, то есть примерно 15 миллиардов долларов. Об этом говорится в докладе, опубликованном Китайским исследовательским центром...

Она должна объединить научно-исследовательские ресурсы стран-участниц инициативы «Пояс и путь» 

Туристическая зона на территории города Дуньхуан провинции Ганьсу, КНР. Фото: Синьхуа

Церемония открытия совместной китайско-киргизской лаборатории по охране культурного наследия состоялась в городе Дуньхуан провинции Ганьсу, на северо-западе КНР. Об этом в четверг, 27 марта со ссылкой на Академию Дуньхуан сообщает информагентство...

Речь шла о решении активнее привлекать в ряды вооруженных сил страны женщин

Фото: Dominika Zarzycka/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Китайские пользователи блога на портале Tencent саркастически прокомментировали решение занимающего пост президента Украины Владимира Зеленского активнее привлекать в ряды вооруженных сил страны женщин. «До достижения цели США «сражаться...

За текущий год по этой программе в КНР продано 2,71 млн автомобилей, 47,47 млн единиц бытовой техники и 4,2 млн электровелосипедов 

Фото: Синьхуа

Программа реализации потребительских товаров по схеме трейд-ин – обмена старых вещей на новые с доплатой – в этом году позволила более чем 120 миллионам жителей Китая получить денежные субсидии и приобрести необходимую технику. Об...

Зародившись в 80-е годы прошлого века как мероприятие китайско-японской дружбы, фестиваль довольно быстро получил международное признание 

Фото: Синьхуа

В городе Уси восточнокитайской провинции Цзянсу стартовал международный фестиваль цветения сакуры. Ежегодно это мероприятие привлекает тысячи туристов со всего мира. В этом году на церемонии открытия присутствовали правительственные чиновники,...

Все модели серии Qwen3 имеют открытый исходный код, что обеспечивает им доступность по всему миру

Фото: Синьхуа

Китайская технологическая компания Alibaba запустила Qwen3 - последнее поколение семейства больших языковых моделей искусственного интеллекта (ИИ) с открытым исходным кодом, что ознаменовало дебют гибридных мыслящих моделей компании. Об этом...

Космонавты Цай Сюйчжэ, Сун Линдун и Ван Хаоцзэ чувствуют себя хорошо

Фото: Синьхуа

На Землю вернулся экипаж китайского пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-19». Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». Возвращаемая капсула корабля совершила посадку в среду, 30 апреля, в 13.08 по...

Председатель КНР отметил, что молодые люди должны стать авангардом и новой движущей силой развития народного хозяйства

Фото: Zhang Yuwei/Синьхуа, globallookpress.com

Председатель КНР Си Цзиньпин призвал китайскую молодежь смело брать на себя ответственность в продвижении китайской модернизации в новую эпоху. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». С этим призывом генеральный секретарь...

Посевная площадь лекарственных трав в масшабах страны достигла 50 миллионов му, то есть 3,33 миллиона гектаров 

Фото: Синьхуа

Производство лекарственного сырья для традиционной китайской медицины (ТКМ) в последние годы стабильно растет. Об этом журналистам информагентства «Синьхуа» сообщила чиновница Министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР Лю...