
Оценив достоинства удаленки во время пандемии, работники не желают от нее отказываться. Немало тех, кто даже готов уволиться, лишь бы не возвращаться в офис. По опросам, хлопнуть дверью в такой ситуации намерены 40% сотрудников российских компаний. А «у них» сражения за работу на дому сотрясают таких гигантов, как Amazon, The New York Times и Bank of Australia.
По данным ВЦИОМа, опыт удаленной работы получил каждый четвертый россиянин, а в столицах и городах-миллионниках и того больше — 40%. Хотя до пандемии дистанционно трудились лишь 2% наших граждан. Чаще других удаленно работают в сфере IT, СМИ, финансовых, юридических и страховых компаниях. Высока доля удаленщиков среди молодежи — 19%.
В начале текущего года работодатели попытались вернуть работников в офис, сокращая число вакансий с удаленкой, однако ничего у них не вышло. В нынешних условиях оттока и дефицита кадров диктовать условия сверху вниз не получается. И сейчас в наших офисах больше половины сотрудников работают в гибридном формате — появляются на работе не чаще одного-двух раз в неделю.
Кадровый дефицит породил конкуренцию на самую востребованную категорию работников — до 35 лет. «И армия, и бизнес хотят получить этот типаж: молодой, активный, инициативный. Однако такие на вес золота, они либо уходят в армию на контракт, либо подаются за рубежи Родины. И работодатель готов предлагать им удаленку в качестве выгодного условия», — объясняют эксперты.
А нынешним летом руководителей, разрешивших работать дома, стало больше: сотрудники жаловались на жару, и им шли навстречу. Раньше подобные доводы вряд ли бы подействовали на начальство...
За рубежом за удаленку бьются как львы. В августе глава одной из крупнейших компаний мира Amazon вежливо сообщил в письме служащим, что их работа из дома закончилась. А те в ответ заявили, что смена режима нарушит баланс их рабочей и личной жизни. Подключились правозащитники и профсоюзы, обвинившие компанию в нарушении прав сотрудников на свободу выбора и здоровую рабочую среду. В итоге коллектив согласился посещать офис один-два раза в неделю, не больше.
Цифровая инфраструктура, позволяющая работать из дома, была готова давно, но пандемия дала мощный толчок к ее использованию. И теперь офисный планктон не прочь трудиться где душе угодно — хоть на пляже в Таиланде. Море под боком, и не надо тратить ежедневно часы на дорогу, менять шорты на брюки. Выбор между карьерой, требующей присутствия на глазах начальства, и радостями жизни все чаще совершается в пользу второго.
По идее, выгодно это и работодателям: снижаются расходы на обустройство рабочих мест, у тех, кто вывел сотрудников за штат или нанял фрилансеров, сокращаются затраты на выплаты в социальные фонды. Правда, о результативности удаленной работы идут споры. Во время пандемии ученые из Гарвардского университета высчитали, что сотрудники онлайн-магазинов при работе из дома действуют на 8% эффективнее. А вот исследование ученых Массачусетского и Калифорнийского университетов показало, что работающие дистанционно на 18% больше отлынивают. Кто тут прав?
Но пока эксперты спорят, молодое поколение уже воспринимает удаленку как само собой разумеющееся. Как рассказывают кадровики, первый вопрос, который молодежь нынче задает на собеседовании, звучит так: «На работу, конечно, ходить не надо?». А что вы от них хотите? Поступив в университеты, они почти сразу же отправились на дистанционное обучение. Для них удаленка — норма жизни, зачем ходить в офис, они искренне не понимают.