Главная Культура 00:11 07 Июля 2017 1918
Пять фестивалей классики или один футболист...

«Тремоло» в Тольятти – редкая возможность для волжан услышать вживую большую музыку

Сергей Бирюков, Тольятти – Москва

Фестиваль «Тремоло», а если по-привычному, «Классика над Волгой», как он назывался до прошлого года — одна из не очень частых возможностей услышать живую классическую музыку в 700-тысячном Тольятти. В том, что она по-прежнему нужна в самом знаменитом автограде страны даже в его не лучшие времена, убедился корреспондент «Труда».

Под сценой «Тремоло», как под кормой корабля, плещется волжская вода

Фестиваль нынче юбилейный, 10-й. Идея пришла в голову продюсеру Алексею Возилову в пору, когда Тольятти из крупного промышленного центра с мощным бюджетом постепенно превращался в депрессивную точку на экономической и, как следствие, культурной карте. Городу, где были свои симфонический оркестр (ездивший на фестиваль «Еврооркестрия» во Францию) и даже консерватория (уникальный случай, остальные консерватории России — в столицах и областных центрах, и то не во всех), уже лишился первого и, по всей вероятности, скоро лишится второй. Уже 3-й год в вуз закрыт набор студентов, и если так пойдет дальше, через два года все будет кончено. Хотя именно консерватория в большой степени поставляла музыкантов для города. Здесь была оперная студия, ее постановки хорошо посещались... Теперь студенты, дошедшие до выпуска, едут сдавать госэкзамены в Казань, Нижний Новгород — и получают там отличные оценки. Браво опальному вузу! Вот только в Тольятти эти ребята уже вряд ли вернутся.

Но разве могут волжские берега жить без музыки? Посмотрите на эти живописные горы, покрытые изумрудными лесами, на текущую меж них могучую реку, вдохните живительный воздух степей с пьянящими цветочными запахами — душа сама запоет. И ведь есть где петь: в городе за полвека его индустриальной истории создана неплохая культурно-рекреационная база — залы, отели, пансионаты, яхт-клубы... На один из таких прибрежных комплексов и обратил внимание Возилов. Площадку благоустроили, возник крупнейший в стране крытый амфитеатр на тысячу с лишним мест.

Трудно поверить, что эта зеленая зона Тольятти - по сути, в центре города

И зазвучала «Классика над Волгой». Участниками праздника за эти годы стали музыканты из многих стран мира. Среди них ведущие солисты Большого и Мариинского театров, московский музыкальный театр «Геликон-опера», международный молодежный «Чайковский-оркестр» под руководством екатеринбургского маэстро Энхе, тенора Виргилиюс Норейка и Кристиан Бенедикт...О том, что затея удалась, свидетельствуют дипломы «Лучший проект в области культуры» на рынке событийного туризма России по версии Национальной премии Russian Event Awards за 2014-й и 2015-й годы. Фестиваль также вошел в шорт-лист «Лучших проектов в области продвижения территорий» по версии Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник».

В прошлом году команда проекта обновила его идею, стала смелее соединять классику с иными направлениями, что увеличило поток публики. Теперь праздник посещают до четырех тысяч зрителей в год.

Нынешний фестиваль открылся визитом оперной студии Казанской консерватории, привезшей оперетту Штрауса «Цыганский барон». Казанская вокальная школа — одна из сильнейших в стране, и говорят, был успех. Хочется верить, что очевидцы правы: корреспондент «Труда» смог подъехать на праздник только днем позже.

Организатор фестиваля Алексей Возилов с его участниками

Зато следующие два концерта уже довелось наблюдать лично. Гигантский шатер со сценой, украшенной декоративным маяком и живописно выделяющейся на фоне густо-синего неба, темной воды и туманного силуэта Жигулей на горизонте. Красивая, нарядная публика, много молодежи. Звучат оперные арии, исполнение — без всяких скидок на удаленность от столиц, поскольку поют знаменитые солисты Мариинского театра Анна Кикнадзе, Август Амонов, Михаил Колелишвили под аккомпанемент петербургского оркестра «Северная симфониетта» дирижера Фабио Мастранджело. В ансамбль гостей отлично вписывается сопрано одной из хозяек фестиваля — тольяттинской певицы Марины Коцько.

Тольяттинско-петербургский дуэт Марины Коцько и Августа Амонова выступает под аккомпанемент оркестра «Северная симфониетта» дирижера Фабио Мастранджело

Заключительный фестивальный вечер прошел еще живее. Возилову пришла идея устроить «музыкальную битву» или, как говорят в популярной музыке, батл. Приняли вызов три коллектива, причем совершенно разнородных: струнный квинтет «Эрато» Нижегородской филармонии, ансамбль музыкальной эксцентрики «БИС-КВИТ» из Петербурга и акапельная свинговая группы Rain Drops из Москвы. Вышло увлекательно и с интригой. Поначалу «Времена года» беспроигрышного автора Астора Пьяццоллы дали нижегородцам фору. Но затем, обратившись к сверхсерьезной Камерной симфонии Шостаковича, они, мне кажется, не совсем вписались в жанровую задачу. Да и играть классика, уж если за него берешься, надо точнее... Зато чем дальше, тем больше увлекали своими попурри на темы «от Джеймса Бонда до Простоквашина» петербуржцы во главе с харизматичным лидером бас-балалаечником Андреем Антиповым. И свеча к свече шли с ними виртуозы джазового и соул-вокала из Белокаменной, представляя ажурные обработки любимых отечественных песен — «Есть только миг», «Беловежская пуща», «А нам все равно»... Итогов, правда, не подводили, тем более что в заключение все вместе выступили с дружной импровизацией — исполнили хит Say Goodbye Андреа Бочелли, сорвав общую овацию.

Праздник закончился — что дальше? Возилов убежден, что фестиваль войдет в свое второе десятилетие. Хотя условия, в которых он организуется, наибольшим благоприятствием не назовешь. Например, очень скромно выглядит в буклете праздника традиционная страничка «наши партнеры» — денежных спонсоров у него, судя по всему, нет. Отсюда и нехилые для Тольятти цены на билеты от 1100 до 2500 рублей. Хотя общая «стоимость» праздника не так уж велика, около30 миллионов рублей — как говорят, это одна пятая зарплаты футболиста в местном клубе, не самом успешном в стране.

Зал машет зажженными мобильниками, музыканты объединились в общей импровизации, продюсер доволен

Вообще из рассказов устроителей фестиваля о жизни города сложилось впечатление, что различные его институции, отвечающие за музыкальную культуру, между собой не очень дружат. Например, от филармонии не удалось получить не то что поддержки — элементарно взять напрокат литавры.

Между тем именно за культурной, туристической составляющей, мне кажется — будущееТольятти. Ничего дурного не скажу о качестве здешней промышленной продукции, но авторитет российской музыки в мире, по-моему, более силен. Фестиваль на волжской воде (кстати, я бы вернул название с прекрасным, географически и культурно весомым словом «Волга») мог бы стать крупным международным смотром. И далеко не единственным. Здесь можно устраивать все, от камерных концертов до роскошных оперных постановок на пленере. Маэстро Гергиев, маэстро Сохиев, маэстро Бертман, маэстро Мацуев и другие наши замечательные дирижеры, режиссеры, солисты, продюсеры — это призыв к вам...

Но прежде всего нужно изменить взгляд на музыку в самом городе. Неужели его руководители не общаются со своими согражданами, не слышат их претензий? Скажу по совести, довольно много ездя по России, давно не встречал такого дружного критического отношения людей к своему собственному городу: «культурная пустыня», «некуда сходить с ребенком»... И это — в центре европейской России, в 80 километрах от Самары — «резервной столицы» страны... Я еще привел самые мягкие характеристики. Или уважаемым отцам города нужны более резкие цитаты?

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6217
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4821
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Что не так в очередной комедии, навевающей тоску и недоумение?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Химии на экране между героями не возникает. Но энд, разумеется, хеппи. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходят фильмы из конкурса «Русские премьеры» недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля. Вслед за мелодрамой «Мужу привет» Антона Маслова и фэнтези «Легенды наших...

Две леди и джентльмен, постоянно присутствующие на экранах Туманного Альбиона, вызвали гнев зрителей

Труд
Сюзанна Рид и Эд Боллз люто поругались в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания»

Так, телеведущие Сюзанна Рид и Эд Боллз вступили в яростную перепалку в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания» на ITV. Предметом спора стала проблема сбора мусора. А она — жгучая,...

Прошел слух, что студия «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Начало мая ознаменовалось обсуждением скандальной новости: московский офис студии «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается. Уже началось...

Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат»

Сергей Беднов
Труд
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических...

Худрук «Ленкома» Владимир Панков поставил «Курьера». И постановка не проигрывает культовому фильму

Анна Чепурнова
Труд
Актер Александр Фокин совсем не прхож на Федора Дунаевского, игравшего заглавную роль в фильме. Фото Е. Морозовой предоставлено Центром драматургии и режиссуры.

Владимир Панков, не так давно ставший худруком «Ленкома», выпустил в Центре драматургии и режиссуры премьеру «Курьер» по одноименной повести Карена Шахназарова. Режиссеру удалось невозможное: постановка...