Два трамвая столкнулись на Логовом шоссе в столице Кузбасса: один с отказавшими тормозами скатился с горы и на скорости 90 километров в час врезался в другой. В Сети появилась шокирующая видеозапись, как на повороте отрываются двери и двое пассажиров выпадают на проезжую часть перед колесами машин. В итоге один человек погиб, 114 пострадали.
Вагоновожатая 23-летняя Александра со стажем в полгода была дисциплинированным водителем, пыталась предотвратить аварию до последнего момента и попала в реанимацию. Врачи диагностировали переломы ноги и правой руки, черепно-мозговую травму. Родным успела сказать: «Видимо, отказали тормоза». Кстати, Саша, как выяснили журналисты, пыталась обесточить вагон, снять «рога», но трамвай все равно несся как взбесившийся. В результате вместе с Александрой на больничных койках оказались более 30 человек, трое в тяжелом состоянии. «Большинство пострадавших получили переломы и ушибы, с ними работают травматологи, ортопеды и психологи», — заявили в мэрии.
Кемеровский градоначальник Дмитрий Анисимов заявил, что администрация города окажет необходимую поддержку семье погибшего, а о причине ДТП сказал так: «Трамваи в Кемерово изношены на 80-90%, возраст устаревших машин составляет до 40 лет».
Но хозяева вагона — Кемеровская электротранспортная компания (КЭТК) — начали свои оправдания с того, что назвали фейком сведения о неудовлетворительном техническом состоянии трамвая. По их данным, вагон буквально три дня назад проходил полное техническое обслуживание, и проблем не нашли. А в тот роковой день был выпущен на линию «полностью исправным, без замечаний со стороны принявшего вагон водителя». На линию трамвай вышел по расписанию, в 6 утра. Первый круг прошел нормально, а на втором, получается, сам сошел с ума. И двери, через которые вылетали пассажиры, сам себе оборвал...
Таких трамваев в России много: по данным заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимира Савчука, российская трамвайная система до сих пор является самой крупной в мире. И, видимо, самой древней: более 80% трамвайных вагонов находятся за пределами срока службы (40 лет). Притом что в стране фактически нет сети трамвайно-ремонтных заводов.
Вагон, который вела в Кемерово машинист Александра, по среднему возрасту эксплуатации находится где-то посерединке — 16 лет. И хотя участники ДТП уверяют, что трамвай был набит под завязку, это неправда: официальная вместимость такого вагона — 200 пассажиров. Правда, и максимальную скорость в паспорте ему записали 62 км в час, а в тот день на спуске он разогнался до 90. Так что пассажирам еще повезло — концовка могла быть куда более кровавой. А теперь региональный Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.
Тем временем трамвайный парк Екатеринбурга эксплуатирует вагоны со средним возрастом 37 лет, Ижевска — 38 лет. А волгоградцы гордятся, что на их маршруте № 13 до сих пор ходит самый старый в России тип трамвая Татра Т3 со своими ровесниками, многие из которых перешагнули полувековой рубеж. Вот уж поистине: старость — не в радость.