Китайцы — народ прагматичный. Вот и проводимый в Шанхае международный автосалон организаторы видят как демонстрацию новинок для местного рынка. Но так уж получилось, что законодатели автомобильных мод давно используют его для мировых премьер, придерживая новинки специально для Шанхая. Китайский рынок — самый большой и платежеспособный в мире.
Так было и в нынешнем году. Например, Hunday представил здесь свою новую Creta. А Kia — седан K3, который в России известен под именем Cerato. Российские поклонники этих моделей вряд ли у-знали бы их, увидев в транспортном потоке. Именно в Шанхай Mercedes-Benz привез концепт будущей серийной модели GLB, которая очень скоро займет место между GLA и GLC. Здесь же презентован первый «автобус» от Lexus — минивэн LM.
Фольксваген порадовал сразу тремя новинками — купе Volkswagen Teramont X, концептом Volkswagen I.D. Roomzz и огромным концепт-кроссовером Volkswagen SMV. Все эти машины вскоре появятся на рынке.
Конечно же, не обошлось без Bentley, который помимо ретростенда к 100-летию привлек внимание многочисленных китайских поклонников этой марки планами электрифицировать очередную люксовую модель. И это неслучайно.
Список премьер от мировых гигантов можно продолжить, но не они стали изюминками Шанхайского автосалона. Китай является самым крупным в мире производителем и потребителем электромобилей. В 2018 году из 2 млн гибридов и чистых электрокаров половина была продана в Китае. А из стопроцентных электромобилей на Китай приходится и того больше — 60% мировых продаж. Причем на втором месте в мире по популярности у покупателей (после Tesla-3) полностью китайский электромобиль BAIC EC-Series. Это результат политики властей и, конечно, роста благосостояния народа.
Неслучайно же аккурат перед началом Шанхайского автосалона Илон Маск презентовал строительство завода Tesla в Китае. В КНР просто бум на чистые авто. И вот в Шанхае был представлен целый букет новейших электрокаров, как западных, так и местных производителей, которые вступили в нешуточную борьбу за китайский рынок.
Находясь в дни проведения автосалона в Пекине, я был поражен футуристическим дизайном скромно стоявшего на одной из улиц внедорожника. Оказалось, что это не марсианин, а вполне себе реальная модель, также представленная в Шанхае: интеллектуальный электрокар МЕ7, в котором воплощены все последние цифровые достижения автомобилестроения. Машина уже продается. И цена вменяемая — 57 тысяч долларов.
Живейший интерес публики в Шанхае вызвал суперэлектрокар Arcfox-GT. Построенный на интеллектуальной платформе 5G гоночный болид оснащен шестью электродвигателями, способными разгонять машину до скорости 100 км/ч за 2,59 секунды. Цена не указывается. Но есть немало электропремьер попроще. Например, Hozon U — разработка одноименной автомобилестроительной (правильнее сказать — электростроительной) корпорации предназначена для горожан от 25 до 40 лет и имеет вполне приемлемую для местного рынка цену — от 22 тысяч долларов. При этом авто оснащено всеми прибамбасами современнейших моделей и аж 20 системами помощи водителю. Запас хода на одной подзарядке — 660 км.
В Шанхай свои электроновинки привезли многие мэтры мировой автоиндустрии. Но, как видим, они уже не сделают игру на китайском рынке электромобилей. Импортозамещение здесь не лозунг, а принцип, рожденный рынком и умным госрегулированием.
И в завершение обзора немного ностальгии. Чтобы наши соотечественники не тешили себя иллюзией, будто «номенклатурные» лимузины для первых лиц производит только Россия, на Шанхайском автосалоне был выставлен современный прототип «членовоза» — детище знаменитого завода Hong Ji «Красное знамя». Модель, кстати появилась задолго до помпезной отечественной премьеры. Чтобы представить китайскую машину, не станем говорить о ее технических характеристиках — они соответствуют. Но, в отличие от Aurus, лимузин этой марки купить невозможно. На таких ездит председатель КНР Си Цзиньпин. А вот четырехдверный седан продают по цене около 800 тысяч долларов. И только на китайском рынке. У тех, кто не смог познакомиться с этой машиной воочию в Шанхае, есть шанс увидеть ее очень скоро и близко — 9 мая в Минске. Два таких кабриолета Китай подарил белорусскому лидеру пару лет тому назад. Теперь они участвуют в военных парадах.