По итогам российского форума «Интернет-экономика» Минэкономразвития и Минкомсвязи поручено к 1 мая представить предложения по созданию единого механизма учета жалоб населения. Как считают власти, это поможет наладить обратную связь с населением. Святое дело! Но если за учетом не последует реакции чиновников, то какой смысл гражданам нажимать на жалобную кнопку? Именно здесь собака зарыта: нужен механизм отзывчивости.
В былые времена принимались бесконечные постановления «о повышении ответственности в работе с письмами и жалобами трудящихся». И попробуй не ответить в установленный срок жалобщику — выговор по партийной линии обеспечен. И вот, по сути, то же постановление, только век другой... Что такое горячая линия, никому объяснять не нужно. Нет вопросов и к тревожной кнопке, которую следует нажать в случае ЧП в вагоне метро или электрички. Но как будет работать жалобная кнопка?
Понятно, откуда ноги растут у этой идеи. На дворе кризис, и люди куда острее реагируют на проблемы вокруг. В недавнем опросе ВЦИОМа отмечено резкое ухудшение оценок гражданами экономической ситуации: по сравнению с декабрем соответствующий индекс рухнул вдвое — до значений кризиса 2008-2009 годов. Те же ощущения и в оценке социальной политики. В таких условиях канал обратной связи между властью и населением позволяет стравить пар из котла. Если, конечно, дело не ограничится болтовней и чиновничьими отписками, когда жалобщика гоняют по инстанциям...
Глава государства, давая на форуме поручение создать единый портал по приему жалоб, дал понять, что рассчитывает не на показуху, а на эффективно работающий инструмент. Хотя для нашей бюрократической системы такое начинание — очень горькое лекарство. Это в обязанности госслужащих Сингапура входит обязательное реагирование на жалобы населения, даже если они оформлены в виде писем в СМИ. Ознакомившись с фактом, относящимся к его сфере ответственности, чиновник обязан проверить его и дать исчерпывающий ответ в течение нескольких дней после публикации. В противном случае он будет привлечен к ответственности. На российских просторах рассчитывать на такую отзывчивость пока трудно.
Хотя первопроходцы имеются, и отдельные элементы будущей федеральной системы видны. Так, уже довольно давно работает портал «Российской общественной инициативы», на котором каждый гражданин может опубликовать свои соображения по совершенствованию государственного и муниципального управления. Пока этот ресурс не обрабатывает жалобы, но перенастройка — это технический вопрос. Частью будущей системы мог бы стать и портал досудебного обжалования действий чиновников, к которому подключены 62 федеральных ведомства. Нельзя сбрасывать со счетов такие региональные проекты, как, например, портал государственных услуг города Москвы. Платформа модерируется в круглосуточном режиме, ожидание пользователем ответа на обращение не превышает восьми дней.
Одним словом, предпосылки имеются. Главное, чтобы кампания с благими целями, как это нередко у нас бывает, не выродилась в очередную кампанейщину и освоение федерального бюджета.