Не успел Забайкальский край прийти в себя после траура, объявленного по поводу унесшего шесть жизней ДТП в Агинском районе, как новый черный повод: в первый день зимы автобус, который вез 44 человека из Сретенска в Читу, вылетел за ограждение моста через речку Куэнгу и с 6-метровой высоты рухнул на лед. На этот раз 19 погибших, выжившие получили травмы. Как это бывает в таких случаях, начался поиск виноватых. Водитель тоже погиб, и нити потянулись к нему...
Следственный комитет отчитался о задержании индивидуального предпринимателя, который занимался организацией перевозки пассажиров. В компании прошли изъятия документов, уголовное дело возбудили сразу по трем статьям: организация услуг, не отвечающая требованиям безопасности, халатность и нарушение ПДД. Что называется, зашли широким бреднем. Рос-транснадзор заявил о начале проверки всего пассажирского транспорта в Забайкальском крае. Местные журналисты припомнили, что перевозчика проверяли по крайней мере трижды за минувший год, найдя нарушения в графике смены водителей. Но кому от этого легче?
Эксперты только приступили к работе, а авария уже выглядит как цепь трагических совпадений: мол, колесо лопнуло на мосту, сманеврировать не было возможности, тяжелый автобус проломил ограждение... Губернатор Александр Осипов выступил с уверениями, что мост был в полном порядке — и дорожное покрытие, и бордюр, и ограждение. Следователи с такой трактовкой, судя по всему, уже согласились — в комментариях ничего не говорится о проверке бордюра, ограждения и ширины моста на соответствие ГОСТам и СНИПам.
Федеральные власти тоже достаточно ясно намекнули на вину перевозчика в гибели людей и огромном количестве пострадавших. Глава ГИБДД Михаил Черников на совещании в Забайкалье уже высказался насчет необходимости «нового подхода к лицензированию пассажирских перевозок» и организации техосмотров на «качественно ином уровне».
Но, как обратил внимание известный автоэксперт и давний автор «Труда» Сергей Асланян, версией о «лопнувшем колесе» моментально закрыли дискуссию о том, как у нас в стране в целом выглядят региональные дороги, что происходит с их инженерным обустройством, почему за безопасность на дороге у нас всегда отвечает водитель или транспортное предприятие, но не дорожные службы или власти.
В случае с аварией в Забайкалье, настаивает эксперт, в первую очередь должны обсуждаться другие вопросы: в каком состоянии находится автодорога Сретенск — Чита и почему с моста можно запросто свалиться в смертельное пике.
Между тем, если обратиться к официальным данным (например, документам нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги»), то выяснится, что в Забайкальском крае требуется «привести в нормативное состояние», то бишь хоть сколько-нибудь приемлемый вид, большую часть трасс между населенными пунктами. В минувшем году значительную часть автодорог в регионе размыло сильнейшим наводнением. Проблем добавили масштабные природные пожары весны текущего года. Летом край получил 6,5 млрд рублей, начался ремонт дорог. Но в конце октября правительство РФ констатировало: Забайкалье наряду с Сахалином и Крымом вошло в тройку самых отстающих регионов в реализации нацпроекта. А за пару дней до того, как автобус рухнул с моста на лед, в Читу прибыла группа депутатов Госдумы и столичных чиновников, собиравшихся проверить ситуацию с дорогами. Опоздали...
Всего в Забайкальском крае, через который проходят транспортные потоки на Монголию и Китай, больше 21 тысячи километров автодорог, из которых треть — региональные и муниципальные. К таковым относится и трасса Сретенск — Чита. Чтобы было понятно, достаточно ли региону заложенного в рамках нацпроекта финансирования, приведем всего одну цифру: в недавний ремонт 10-километрового участка дороги Могойтуй — Сретенск — Олочи, чуть в стороне от трассы Сретенск — Чита, вложили полмиллиарда рублей. То есть 7,6% всех денег было вложено в 0,05% дорожного покрытия.
Как же правительство собирается бороться с провалом темпов реализации нацпроекта? О, весьма креативно! На недавнем совещании вице-премьер Максим Акимов пригрозил отстающим регионам, в том числе Забайкалью, лишением дополнительного финансирования на восстановление аварийных мостов в размере 12,6 млрд рублей. Уж не на ремонт ли моста через речку Куэнгу?
Когда президент Владимир Путин в последний раз высказывался по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги», он констатировал, что почти 85% федеральных трасс в стране находятся в удовлетворительном состоянии. Но что касается региональных и муниципальных дорог, то проезжими можно назвать меньше половины из них. А в стране, напомним, только 13 субъектов РФ, не страдающих от дефицита регионального бюджета, остальные вынуждены экономить буквально на всем. И на дорогах в том числе.
К чему такая экономия может привести, доступнее всего объяснил представитель МЧС России Вадим Гаршин, когда докладывал, что с начала 2019 года 102 аварии в Забайкалье по количеству погибших и пострадавших оцениваются именно как «чрезвычайные ситуации». То есть раз в три дня в регионе происходит ЧС, но обсуждение ситуации не заходит дальше ужесточения правил лицензирования перевозчиков. Может, пора уже пересматривать подход?