Главная Культура 23:23 06 Декабря 2015 3624
«Мне интересен советский период...»

Как у Гузели Яхиной получилось открыть нам глаза

Гузель Агишева

Вот ведь как бывает: никому не известная Гузель Яхина пишет первый в своей жизни роман — «Зулейха открывает глаза» — и становится открытием года. Собирает литературные премии. Хотя, казалось бы, мало ли мы читали про раскулачивание крестьян? И что нового можем узнать после Шаламова, Платонова, Солженицына, Приставкина? А вот поди ж ты — задела потаенные струны души безыскусностью, нежностью и точностью, которая так важна, когда говорят о мире твоих предков. Не только о судьбе конкретной ее бабушки — в этом у меня никакого сомнения, но и о моей собственной: тоже зеленоглазой, с пушистыми косами. Помню, однажды я неудачно пошутила, назвав ее дочерью кулака, а бабушка спокойно ответила: «Плохо вас учат. Какие же мы были кулаки, у нас же не было наемной рабочей силы»... И все же начнем по порядку — с того, как все начиналось, когда «Зулейхи» еще не было, а Гузель Яхина только ступила на тропу писательства.

— Гузель, почему вы написали рассказ «Винтовка»?

— Вот так вопрос! Он что, так выбивается? Хорошо. Я не очень умею писать рассказы, не знаю, как это делается. Представляю, как пишется сценарий и даже роман. Как пишется рассказ — не очень, свои два писала интуитивно. Почему-то представила девушку, которая ползет под пулями. И каким-то образом вылезла эта винтовка. Возник визуальный образ, и он за собой все потянул...

— Интересно, как у девушки, родившейся в конце 1970-х, возник образ ползущей санинструкторши. Дедушка-фронтовик рассказывал о войне?

— Да нет, хотя у меня был дедушка-фронтовик. Он прошел всю войну, потом окончил иняз в Казани и работал в школе учителем немецкого, прожил 92 года. Просто мне очень интересен советский период, с 1917-го по 1957-й. И в своих сценарных историях я тоже к нему обращалась — может, оттого, что тема в советское время хорошо освещалась. Я пользовалась общими знаниями, которые в багаже у любого.

— А кем в детстве хотели стать?

— С 13 лет появилось устойчивое желание быть сценаристом. Тогда у меня случилось памятное знакомство с человеком, который хотел стать режиссером и стал им. И вот с этого момента я перечитала все, что было в казанских библиотеках о сценарном мастерстве, а книга Сергея Эйзенштейна стала для меня настольной. Но во ВГИК поступать сдрейфила и пошла на иняз Казанского пединститута.

— Героиня вашего романа Зулейха — типичная татарка. В ней много табу, связанных с религией и воспитанием. Да и у современных татарок в ментальности много внутренней строгости. Вы — типичная татарка?

— Я типичная советская девочка, которую воспитывали достаточно строго. И деревенские бабушка с дедушкой, и городские бабушка с дедушкой, и мама с папой — всем до меня было дело, за что им большое спасибо.

— Так это история вашей деревенской бабушки?

— Нет, городской. Маминой маме было восемь лет, когда ее вместе с родителями выслали в Сибирь. В глухой тайге на берегу Ангары переселенцы строили поселок. Маршрут, описанный в книге, повторяет пройденный бабушкой маршрут: татарская деревня — Казань — Красноярск — Енисей — Ангара. Время, в котором разворачивается роман, — с 1930-го по 1946-й. Потом 17-летняя Раиса Шакирова, в отличие от Зулейхи, вернулась в родные места. Учительствовала, вышла замуж, родила детей. Уже после ее смерти мне захотелось написать про ту ее жизнь.

— Вернемся к вашей писательской карьере.

— После института год проработала переводчиком, потом переехала из Казани в Москву и с 2000-го по 2013-й работала в PR-агентствах. И ничего не писала. А потом поняла: надо. Сначала написала два рассказа. «Мотылек» писался долго, с полгода. Отставляла его, перечитывала, переделывала. Его опубликовали в журнале «Нева», и меня это вдохновило. «Винтовку» написала дня за три, ее приняли к публикации в «Октябре». Стала думать о большой вещи. Мысли всякие были, они роились и множились, но так как опыта никакого, то превращались в кашу... Тогда я поступила в Московскую школу кино: хотелось понять законы драматургии и научиться ремеслу. Школа мне помогла, стала толчком к придумыванию своих историй. В этом и был смысл: получить не только инструментарий, но и волшебный пинок. В январе 2014-го я начала писать «Зулейху» — каждый день с утра по пять-шесть часов, в итоге за восемь месяцев я ее написала. Сначала как сценарий, но потом, разобравшись, какие линии есть и где они пересекаются, написала роман.

— В романе много словечек, от которых мою татарскую душу словно медом мажут, они там очень органичны. Не могу только примириться с тем, что сын — Юзуф, а не Юсуф, как у нас принято.

— Такое написание тоже допускается — я сверялась со словарями. Мне хотелось, чтоб была перекличка «з» — Юзуф и Зулейха.

— Гузель, а как случился вдруг этот шумный успех, победное шествие? Вот вы опубликовали первые главы, на мой взгляд, лучшие, в журнале «Сибирские огни»...

— Да, «Сибирские огни» откликнулись почти мгновенно, дали три главы, и я была счастлива. Но надежды на то, что их заметят и какое-нибудь издательство предложит опубликовать роман, не оправдались. Я стучалась в разные издательства, но у них большой входящий поток рукописей, поэтому до меня руки не дошли. Я набралась наглости и постучалась к Елене Костюкович, писателю и переводчику, и все стремительно завертелось.

— А что сейчас?

— Пишу сценарий исторического сериала. Но вы же понимаете, что сценарий — дело зыбкое, его реализация зависит не только от тебя. Я бы хотела делать сценарии и написать вторую вещь. Хотя вторая книга пишется сложнее.

— Сергей Довлатов в анкете написал: любимое произведение — «Капитанская дочка», лучший писатель — Куприн. А вы бы кого назвали?

— Любимый режиссер — Тарковский, еще Эйзенштейн, Лиознова, Герман-старший, Сокуров. Любимые фильмы: «Белое солнце пустыни», «Семнадцать мгновений весны», «Андрей Рублев», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вокзал для двоих». Из писателей для меня величина номер один — Достоевский, «Идиот». Экзюпери с его «Маленьким принцем», Хемингуэй — «Старик и море», Железников — «Чучело»...

— Современных авторов читаете?

— Читаю, но если с первых страниц не захватило — откладываю.

— «Обитель» Прилепина? Многие критики проводят параллели между вашей «Зулейхой» и «Обителью».

— Этот толстенный кирпич проглотила за три дня. «Обитель» стоит у меня на полке, как и все книги, к которым я предполагаю еще вернуться. Я за нее болела, когда она попала в шорт-лист. Одно время, еще до школы кино, я училась на писательских курсах, и к нам Захар Прилепин приходил на мастер-класс. Мне он показался человеком простым в общении, без звездности.

— Ваш ближний круг — это кто?

— Мама с папой в Казани, в Москве — муж, свекровь, хотя они люди питерские. Дочь, ей 11. Я не люблю распространяться о своих близких, считаю, что это неправильно.

— Какая вы... Сейчас же принято каждый чих выкладывать в «Фейсбук» и ждать лайков.

— Нет, это не про меня.

 

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6216
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4820
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Что не так в очередной комедии, навевающей тоску и недоумение?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Химии на экране между героями не возникает. Но энд, разумеется, хеппи. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходят фильмы из конкурса «Русские премьеры» недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля. Вслед за мелодрамой «Мужу привет» Антона Маслова и фэнтези «Легенды наших...

Две леди и джентльмен, постоянно присутствующие на экранах Туманного Альбиона, вызвали гнев зрителей

Труд
Сюзанна Рид и Эд Боллз люто поругались в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания»

Так, телеведущие Сюзанна Рид и Эд Боллз вступили в яростную перепалку в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания» на ITV. Предметом спора стала проблема сбора мусора. А она — жгучая,...

Прошел слух, что студия «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Начало мая ознаменовалось обсуждением скандальной новости: московский офис студии «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается. Уже началось...

Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат»

Сергей Беднов
Труд
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических...

Худрук «Ленкома» Владимир Панков поставил «Курьера». И постановка не проигрывает культовому фильму

Анна Чепурнова
Труд
Актер Александр Фокин совсем не прхож на Федора Дунаевского, игравшего заглавную роль в фильме. Фото Е. Морозовой предоставлено Центром драматургии и режиссуры.

Владимир Панков, не так давно ставший худруком «Ленкома», выпустил в Центре драматургии и режиссуры премьеру «Курьер» по одноименной повести Карена Шахназарова. Режиссеру удалось невозможное: постановка...