При заходе на аварийную посадку SSJ 100 компании «Аэрофлот», вылетевший в Мурманск, но вынужденный вернуться, с полными баками совершил жесткое приземление, дважды подпрыгнул над ВПП и вспыхнул, как факел. Спустя еще пару минут пассажиры, сидевшие на передних рядах, по аварийным трапам скатывались на землю. А вот тем, кто оказался в объятом пламенем хвостовом отсеке, уже не успели помочь ни экипаж, ни подоспевшие пожарные. Погиб 41 человек из тех 78, что были на борту.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса – нарушение правил безопасности воздушного судна, повлекшее смерть пассажиров. Пока рассматриваются три версии: ошибка пилотирования, техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия. Для тщательного расследования всех обстоятельств создана комиссия, куда вошли специалисты МАК, Росавиации и силовых структур. Судя по опыту, скорых ответов на все «почему» от официальных лиц ожидать не приходится. Но независимые эксперты обращают внимание на существенные детали, которые могли, вольно или невольно, спровоцировать катастрофу.
По свидетельству экипажа и некоторых пассажиров, во время набора высоты в самолет ударила молния. Как правило, даже сильный электрический разряд не должен наносить лайнерам серьезных повреждений. Но в этот раз возникли неполадки с электрооборудованием, вышла из строя связь. Командир по аварийному каналу запросил разрешение на экстренную посадку. И совершил ее с полными баками топлива, которые и спровоцировали роковой пожар. Пассажиры из передних дверей эвакуировались по аварийным трапам, затем на тех же трапах видно стюардесс в красных костюмах. Последними покинули самолет пилоты. Эвакуация заняла 55 секунд. Пожарные расчеты в это время вовсю уже пытались сбить пламя, но такой факел, в который превратился самолет, потушить очень трудно.
На записи отчетливо видно, что некоторые убегающие от самолета пассажиры несут с собой сумки, довольно объемные рюкзаки и даже чемоданы. В комментариях к про¬изошедшему сотрудники спасательных служб отмечали, что желание прихватить с собой багаж сильно осложнило покидание самолета и, возможно, стоило жизни тем, кто не успел эвакуироваться и остался в объятом пламенем салоне.
Грозовая атака на воздушные суда – явление отнюдь не редкое. В истории авиации зафиксировано немало случаев, когда подобные «громы¬молнии» приводили к печальным последствиям. Одна из первых таких катастроф была зафиксирована еще 30 мая 1943 года, когда дальний бомбардировщик Ил-4 попал в грозовой фронт, получил удар молнии и загорелся. А 7 сентября 1958-го в такой же ситуации разбился Ил-14П в Актюбинской области, похоронив 27 человек. Крупнейшая в истории авиации авиакатастрофа в результате поражения молнии случилась 8 декабря 1963 года в штате Мэриленд (США), в ней погибли более 80 человек. Попадание электрического заряда в топливный бак привело к взрыву и разрушению левой плоскости крыла. 14 августа 2010 года самолет колумбийской авиакомпании, пораженный молнией, развалился в воздухе на части...
«Современное оборудование в большинстве случаев позволяет избежать серьезных последствий столкновения с грозовым фронтом, – говорит генеральный директор Международного консультативно¬аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО. – Предусмотрена специальная защитная система, включающая проложенную вдоль обшивки судна экранирующую сетку, выведение возникающих статических зарядов с помощью установленных на концах крыльев электростатических разрядников. Но в данном случае, судя по всему, защита не сработала. Раз ударом молнии была выведена из строя электроника, то самолетом пришлось управлять вручную. Неоднократное «козление» при посадке, в результате чего разрушилась конструкция воздушного судна и начался пожар, вызывает вопросы к готовности экипажа к ручному пилотированию».
Еще один наш эксперт, опытнейший пилот Альфред МАЛИНОВСКИЙ считает, что ситуация была критической, потому что возвращаться на аэродром пришлось с полными баками, а это 40 тонн горючего. Но при уверенных действиях экипажа беды можно было бы и избежать. Он предлагает рассмотреть версию того, что в кабине самолета могло возникнуть задымление, а в связи с этим – плохая видимость при посадке. Малиновский вспомнил подобный случай, произошедший с ним в 1979 году, когда после удара молнии в его Як-40 сгорел бортовой локатор. Понимая критичность ситуации, он приказал разгерметизировать кабину, открыть форточку и на предельной скорости снижения произвел благополучную посадку. Возможно, считает Малиновский, экипаж суперджета просто не сумел верно разобраться в сложившейся обстановке.
Остается добавить, что ИКАО давно требует от Росавиации принятия мер по повышению безопасности полетов, особенно на фоне не радующих показателей минувшего года. Вместо этого все больше власти заняты бесконечной «реформацией» системы расследования, в то же время игнорируя повторяющиеся из года в год конкретные рекомендации комиссий, расследующих очередные авиапроисшествия и катастрофы.
Может, хоть на этот раз гром грянул?
Голос
Юрий Удовенко, начальник производства «А-Техникс», дочерней компании «Аэрофлота», обслуживающей воздушные суда
– Именно этот борт обслуживали не мы, а техническое подразделение авиакомпании. Но специалисты уверены, что борт вылетал полностью технически исправным. Мы сталкивались с этим самолетом во внебазовых аэропортах, где есть линейные станции техобслуживания, за последний месяц никаких замечаний по нему не было и никаких действий не предпринималось. Цепочка негативных факторов привела к катастрофе: тут и фактор погоды, и разряд молнии, и выход из строя электроники, и потеря связи. Но посадить самолет в ручном режиме все же возможно, не приложив его при этом три раза о полосу. И не надо говорить, что самолет плохой и недоработан конструктивно. Я не думаю, что в этой катастрофе виновата техника...