Под напором критики концессионеры трассы М11 объявили о снижении тарифа за проезд по платному участку от Москвы до Солнечногорска. Но, если присмотреться, гора родила мышь: снижение цены незначительное и временное.
С ноября этот участок трассы работает в платном режиме. Тарифы за проезд по этой магистрали шокировали жителей ближнего Подмосковья: 500 рублей за 45-километровый проезд от Солнечногорска до МКАД. Призывы как-то умерить аппетиты концессионеров власти долго игнорировали, пока автовладельцы не проголосовали рублем, бойкотировав новую платную дорогу и дружно встав в многокилометровые пробки на старой М10. Сложилась дикая ситуация, когда дорога стоимостью более 50 млрд рублей по факту оказалась невостребованной.
С критикой тарифов сначала выступил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, потом ценами за проезд заинтересовалась Генпрокуратура. А на межрегиональном форуме ОНФ по поводу аппетитов концессионеров недвусмысленно высказался президент Владимир Путин: «Сейчас из Москвы в направлении Санкт-Петербурга строят дорогу. Один участок уже ввели в эксплуатацию, но по нему никто не ездит — цены вздули так, что подступиться страшно».
После такой оценки отмолчаться не получится. И в понедельник концессионеры опубликовали покаянный пресс-релиз, где сказано, что после анализа действующих тарифов, загруженности магистрали и мнений местных жителей принято решение снизить с 4 февраля цены на проезд в среднем на 30%. Но не везде, а на отдельных участках и в качестве эксперимента...
Если называть вещи своими именами, то пар ушел в свисток. Результатом всех споров и разгромных выступлений с высоких трибун стала косметическая корректировка по маршрутам: Зеленоград — Солнечногорск, Москва — Зеленоград, Москва — Солнечногорск, Москва — Московское малое кольцо. А проезд в один конец от Солнечногорска до Москвы подешевел с 500 до 400 рублей, на участке МКАД — Московское малое кольцо — с 400 до 350 руб-ей. Хватит ли такого дисконта для того, чтобы вернуть трафик на платную дорогу? Лично я в этом сильно сомневаюсь. Тем более что стоимость проезда по самому востребованному маршруту Москва — аэропорт Шереметьево — Москва вообще не изменилась.
Аналогичные чувства испытывает и координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, для того чтобы водители массово начали пользоваться новым участком трассы М11, стоимость проезда по нему надо было снижать в 3 раза — с 500 до 150 рублей. Именно столько просят за аналогичный по километражу пробег на платных участках трассы М4 «Дон».
В ответ на недоумение водителей концессионеры спели дежурную песню про то, что стоимость проезда по платным дорогам в нашей стране гораздо ниже, чем в Европе. Но убедить такого рода доводы могут только тех, кто не имеет доступа в интернет.
Итак, информация для размышления. В Австрии стоимость проезда по 6-полосному 50-километровому автобану от Инсбрука до границы с Италией на легковом авто составляет 9 евро. Да, в пересчете по сегодняшнему курсу это 765 рублей, но магистраль Инсбрук — Бреннер не просто дорога, а пробитый в альпийских скалах автобан на высоте 1400 метров. Для проезда же по платным магистралям равнинной части страны достаточно купить виньетку стоимостью 8,8 евро — и можно 10 дней кататься сколько душе угодно. Понимаете? Вы один раз в 10 дней платите 750 рублей и пользуетесь практически всеми платными дорогами страны без ограничения количества заездов. Для справки: средняя зарплата дворника в Австрии составляет 2 тысячи евро.
Возьмем более близкую к нам по менталитету и по уровню жизни европейскую Чехию, где средняя зарплата — 1 тысяча евро, всего вдвое выше нашей, если верить Росстату. В Чехии сотни километров платных дорог. И там 10-дневная виньетка обойдется в 310 крон (чуть больше 11 евро). У нас за 10 дней поездок из Солнечногорска в Москву и обратно придется выложить почти в 5 раз больше.