Вбит гвоздь в крышку гроба последней структуры постсоветского авиапрома. Межгосударственный авиационный комитет (МАК), созданный бывшими союзными республиками для совместного использования воздушного пространства, лишился львиной доли полномочий. Постановлением правительства МАКу оставлена только функция расследования авиационных происшествий. Подготовкой и утверждением требований к предприятиям, производящим авиатехнику, теперь займется Минпромторг. Сертификация гражданских самолетов и аэродромов передана Росавиации. А нормативы летной годности судов, авиадвигателей и охраны окружающей среды будут утверждаться Минтрансом по согласованию с тем же Минпромторгом.
Разговоры о том, что не должна одна организация сертифицировать самолеты и расследовать авиакатастрофы, ведутся давно. Но толчком к решительным шагам стал недавний скандал, когда МАК объявил об отзыве сертификата типа у лайнеров Boeing 737. Злые языки тут же сделали вывод, что таким способом председатель МАКа Татьяна Анодина решила поквитаться с Росавиацией за лишение сертификата эксплуатанта компании «Трансаэро», принадлежавшей ее сыну Александру Плешакову.
Хотя претензии МАКа выглядели логично. Два года назад в Казани потерпел катастрофу Boeing 737, в качестве одной из причин звучала версия отказа руля высоты. Российские авиационные власти направили в Федеральное управление гражданской авиации США запрос на предоставление сведений о доработках рулевого управления этих самолетов. Американцы ответить не удосужились. Росавиация и МАК обвиняют друг друга в том, что до сих пор нет официального заключения о казанской катастрофе. В конце концов стороны пришли к соглашению не отзывать сертификат у боинга. Но сор из избы был вынесен наружу...
Да, разделение функций сертификации и расследований в принципе логично, но... Главной целью реформирования МАКа провозглашается повышение безопасности полетов. Но эта сфера ответственности фактически размывается между несколькими ведомствами, а у семи нянек дитя без глазу. К тому же эти ведомства пока себя не проявили в деле возрождения российского авиапрома, скорее наоборот. При участии Минпромторга, которому передаются полномочия по разработке и производству авиатехники, остановлены проекты уже сертифицированных отечественных перспективных машин Ту-204/214, Ту-334, Ил-114. Вместо них был дан зеленый свет заполнению рынка авиаперевозок страны зарубежными лайнерами. А Минтранс не далее как полтора года назад активно лоббировал разрешение принимать в наши авиакомпании иностранных пилотов...
Вот как комментирует происходящее наш эксперт Олег СМИРНОВ, бывший замминистра МГА, ныне председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора:
— Меня тревожат попытки изобрести особый путь управления отраслью. Возьмите США, где всем управляют Федеральное управление гражданской авиации и Национальный комитет по безопасности на транспорте. Или наш собственный опыт. В советское время политику в отрасли определяло Министерство гражданской авиации. Сумеют ли получившие функции МАКа структуры найти общий язык? На недавнем межведомственном совещании, где представители Минтранса и Минпромторга спорили о том, кто должен быть заказчиком новой авиатехники, стороны так и не договорились...