Главная Окно в Китай 00:02 05 Октября 2018 3212
Дракон улетел от птицы-тройки

Китай стремительно уносится в будущее. А почему застряла в далеком прошлом наша птица-тройка – это вопрос к родному правительству

Василий Щуров, Ханчжоу - Москва
Ханчжоу по масштабам бизнеса и плотности населения вполне можно сравнить с Москвой. Фото: globallookpress.com

Китай сегодня у всех на слуху, но всегда лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать или услышать. Автору этих строк на днях довелось вернуться в Поднебесную через 30 лет после первого свидания. Сразу признаюсь: увиденное повергло в шок. Страну просто не узнал. Золушка стала принцессой, из гнома вырос великан. Как у них это получилось?!

В далекие времена Ханчжоу имел статус столицы империи и даже был удостоен от Марко Поло имени «самого благородного из городов». Теперь тут центр небольшой по китайским меркам провинции Чжэцзян. Но при этом в городе почти 10 млн жителей. Здесь известные на весь мир деловые центры, в одном из которых принимали лидеров G20, штаб-квартиры сотен крупнейших корпораций во главе с Alibaba Group, наступающей на пятки Apple и Microsoft. Есть метро, современный международный аэропорт и железнодорожный вокзал с 58 путями. То есть по масштабам бизнеса и плотности населения город вполне можно сравнить с Москвой.

В это трудно поверить, но в Ханчжоу легко дышится. Смог над городом не висит, и асфальт не плавится даже в 35-градусную жару. Потому что улицы, бульвары и проспекты утопают в зелени. Переводчица Джан Фэй нам с гордостью сообщила, что в Ханчжоу на каждого жителя приходится по девять деревьев. Хотя местным коммунальщикам не позавидуешь: с океана то и дело налетают тайфуны, они рвут провода линий электропередачи и сносят крыши. Наверное, было бы проще и легче расставить бетонные кадушки с фальшивыми сакурами, как на Новом Арбате. Но такого уличного «огородничества» здесь не понимают — предпочитают трудности героически преодолевать. Вот и от ураганов нашли защиту. По всему городу стволы деревьев обвязаны джутовыми канатами и укреплены расставленными по кругу треногами. Издали напоминают инвалидов на костылях, зато дешево, надежно — и, повторю, есть чем дышать!

Помню время, когда улицы китайских городов в часы пик превращались в сплошной велодром: утром поток катил на работу, вечером — домой. Жаль, тогда Сергей Собянин не был московским мэром, а то бы приехал, порадовался и перенял опыт. Теперь уже не получится: за 30 лет китайцы с велосипедов дружно пересели на автомобили, мотоциклы и скутеры. Причем в личном транспортном парке все больше машин на электрическом ходу.

В прошлом году Китай снова был впереди планеты всей по продажам электромобилей — 650 тысяч штук, рост — на 59%. Плюс граждане приобрели свыше 300 тысяч так называемых низкоскоростных электромобилей, или мопедов, — они по местным законам не считаются автомобилями, но очень популярны у населения. Вся эта электротехника абсолютно бесшумна, с непривычки приходится быть настороже, чтобы на перекрестке не угодить под колеса бабули, лихо рассекающей на мопеде. Видимо, как раз в целях безопасности в китайских городах не для автобусов и такси, а для двухколесного транспорта выделена своя полоса движения.

А вот местный автомобильный парк внешне отличается от московского только синими номерам. Состоятельные горожане предпочитают «мерседесы», «ягуары» и «лексусы», средний класс довольствуется «фольксвагенами», «хондами» и «тойотами». Все исключительно местного производства. В Китае открыли свои сборочные заводы крупнейшие мировые автоконцерны, поскольку местный рынок — самый быстрорастущий и перспективный. Хотя удержаться на нем не так просто. Власти корректируют экономическую политику, руководствуясь общенациональными интересами. До недавних пор налоговые преференции получали производители малолитражек. Автомобильный бум заставил ужесточить экологическую политику. С этого года введен дополнительный сбор на все без исключения автомобили с двигателями внутреннего сгорания, зато существенные льготы получили покупатели электромобилей.

По этому поводу глава агентства по туризму города Нинбо господин Цзили привычно пошутил — мол, китайцам иначе нельзя, нас слишком много. Но скоро пришлось убедиться, что экотребования касаются абсолютно всех. Наш туристический автобус остановили на въезде в национальный парк и предложили дальше либо идти пешком, либо пересесть в местный транспорт на электрическом ходу. Попытки организаторов полюбовно договориться были пресечены на корню. Пришлось подчиниться.

Провинцию Чжэцзян мы проехали из конца в конец. Большую часть занимают горы, поэтому в долинах и на равнине повсюду поля. Какой там борщевик! Страна стала крупнейшей индустриальной державой, но в ней по-прежнему засеян каждый клочок плодородной земли. На южных склонах — плантации знаменитого чая «лунцзин», вода из горных рек отводится на рисовые чеки, на орошение пшеничных, кукурузных и хлопковых полей.

Местные фермеры берут по два-три урожая в год и, судя по всему, не бедствуют. Тридцать лет назад в сельхозкооперативе под Пекином нам демонстрировали образцовое жилище ударника труда — небольшой блочный дом с водопроводом, но без газа и отопления. Теперь придорожные селения сплошь застроены коттеджами и таунхаусами, как подмосковные поселки для среднего класса. И это не потемкинские деревни, потому как они повсюду. Такой теперь в китайской провинции жизненный стандарт.

Что касается дорог, то и тут нам остается только развести руками. В 1988-м под Шанхаем торжественно открывали первую в стране скоростную автомагистраль длиной 18,5 км. В прошлом году Китай вышел на второе место в мире по протяженности сети автодорог: 4770 тысяч км, из них 136 тысяч — скоростные. Получается, наши восточные соседи в среднем за год успевали проложить по семь автотрасс, подобных новой платной дороге от Москвы до Питера. А она, напомню, ударно строится уже восьмой год...

Опять же разница в том, что китайцы ради сохранения плодородной земли отодвигают дороги к предгорьям, где надо возводить мосты и путепроводы, пробивать тоннели. При этом им прокладка километра автодороги в среднем обходится в 2,2 млн долларов. На днях как раз наш Минтранс оценил стоимость проекта новой трассы Москва — Казань в 540-550 млрд рублей, то есть около 11 млн долларов за 1 км по сегодняшнему курсу. Но ведь между столицами России и Татарстана гор вроде бы не наблюдается. А если сравнивать с такими проектами, как питерский Западный скоростной диаметр или столичное Третье транспортное кольцо, то разница в цене вообще астрономическая — в десятки раз!

Как автомобилист со стажем могу засвидетельствовать: по качеству китайские магистральные автодороги не хуже, чем уже сданные участки на трассе М-11. Правда, разрешенная скорость поменьше — 120 км/ч. Зато не надо останавливаться перед шлагбаумами и доставать кошелек, чтобы рассчитаться за проезд. На контрольных участках камера автоматически считывает номера и присылает счет, который можно оплатить прямо со смартфона.

Ну а рекорд скорости мы установили в китайском пассажирском поезде. Световое табло свидетельствовало, что состав разгонялся до 310-315 км/ч. Скорость почти не ощущалась: колеса не стучали по рельсам, вагон не качался и даже не вздрагивал. Проводники нам спокойно разрешили складывать сумки и чемоданы на багажные полки прямо над креслами.

Вот примерно так же стремительно китайский дракон уносится в будущее на машине времени, сооруженной собственными руками. Ну а где и почему застряла на буранном полустанке наша птица-тройка — этот вопрос надо адресовать родному правительству. Которое привычно отшутится: мы, мол, не Китай, мы не щуримся, а смотрим в будущее широко открытыми глазами. Вот только что они там видят, наши министры?

Это единственный в мире модульный электромобиль, в багажнике которого можно разместить электролет 

Фото: Синьхуа

Китайский летающий автомобиль с говорящим названием «Сухопутный авианосец» (Land Aircraft Carrier) совершил испытательный полет в городе Чандэ провинции Хунань. Об этом в четверг, 27 марта сообщает информагентство «Синьхуа». Машина...

Судно способно вместить более девяти тысяч машин

Фото: Синьхуа

В Китае был сдан в эксплуатацию крупнейший в мире ролкер китайского производителя электромобилей BYD, предназначенный для перевозки машин. Об этом сообщило информационное агентство «Синьхуа». Судно спустили на воду 22 апреля в порту...

Введение дополнительных пошлин на импорт бумерангом ударит по самой Америке

Чжан Ханьхуэй, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации
Труд
Фото: Kurt Amthor/imagebroker.com, globallookpress.com

2 апреля 2025 г. президент США Д. Трамп, вопреки широкому противодействию международного сообщества, открыто объявил о введении так называемых «зеркальных тарифов» в отношении своих торговых партнеров. В частности, тариф на китайский...

Китай и Россия были главными силами в борьбе против фашизма и продолжают отстаивать историю и защищать мир

Чжан Ханьхуэй, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации
Труд
Посол Китая в России Чжан Ханьхуэй

Современный мир переживает период нестабильности и перемен. Глобальные проблемы возникают одна за другой, а конфликты вспыхивают во многих регионах мира. Традиционные и новые угрозы безопасности переплетаются, делая вызовы, стоящие перед человечеством,...

«В тарифных войнах не будет победителей, идти против всего мира – означает изолировать себя», — подчеркнул Си Цзиньпин 

Фото: © Rao Aimin, globallookpress.com

Пекин и Брюссель должны защищать собственные экономические интересы и международные правила, а также противостоять одностороннему запугиванию со стороны Соединенных Штатов. Об этом в пятницу, 11 апреля заявил на встрече с премьер-министром Испании...

Он успешно вышел на заданную орбиту

Фото: Синьхуа

Китай отправил в космос испытательный спутник новой технологии связи. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». Аппарат оправился на орбиту в пятницу, 11 апреля, в 00.47 по пекинскому времени (19.47 четверга по московскому)....

Эксперты отрасли подсчитали доходы от соответствующей литературы, фильмов и телесериалов, видеоигр, производных продуктов и тематического туризма 

Фото: Синьхуа

Общий операционный доход китайской индустрии научной фантастики по итогам прошлого года достиг 108,96 миллиардов юаней, то есть примерно 15 миллиардов долларов. Об этом говорится в докладе, опубликованном Китайским исследовательским центром...

Она должна объединить научно-исследовательские ресурсы стран-участниц инициативы «Пояс и путь» 

Туристическая зона на территории города Дуньхуан провинции Ганьсу, КНР. Фото: Синьхуа

Церемония открытия совместной китайско-киргизской лаборатории по охране культурного наследия состоялась в городе Дуньхуан провинции Ганьсу, на северо-западе КНР. Об этом в четверг, 27 марта со ссылкой на Академию Дуньхуан сообщает информагентство...

Речь шла о решении активнее привлекать в ряды вооруженных сил страны женщин

Фото: Dominika Zarzycka/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Китайские пользователи блога на портале Tencent саркастически прокомментировали решение занимающего пост президента Украины Владимира Зеленского активнее привлекать в ряды вооруженных сил страны женщин. «До достижения цели США «сражаться...

За текущий год по этой программе в КНР продано 2,71 млн автомобилей, 47,47 млн единиц бытовой техники и 4,2 млн электровелосипедов 

Фото: Синьхуа

Программа реализации потребительских товаров по схеме трейд-ин – обмена старых вещей на новые с доплатой – в этом году позволила более чем 120 миллионам жителей Китая получить денежные субсидии и приобрести необходимую технику. Об...

В последние годы председатель КНР выдвинул такие крупные инициативы, как «Пояс и путь», Инициатива по глобальному развитию, Инициатива в области глобальной безопасности и Инициатива глобальной цивилизации

Материал предоставлен информационным агентством «Синьхуа»
Труд
3 сентября 2015 года, Пекин. Си Цзиньпин наблюдает за парадом во время празднования 70-й годовщины Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам. Фото: Синьхуа

В величественном Конференционном корпусе штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке привлекает к себе внимание великолепный бронзовый сосуд «Цзунь мира» в человеческий рост, выполненный в изысканной китайской технике...

Все модели серии Qwen3 имеют открытый исходный код, что обеспечивает им доступность по всему миру

Фото: Синьхуа

Китайская технологическая компания Alibaba запустила Qwen3 - последнее поколение семейства больших языковых моделей искусственного интеллекта (ИИ) с открытым исходным кодом, что ознаменовало дебют гибридных мыслящих моделей компании. Об этом...

Информацию опубликовал Нанкинский мемориальный музей летчиков-мучеников антияпонской войны

Фото: Синьхуа

Нанкинский мемориальный музей летчиков-мучеников антияпонской войны опубликовал обновленные данные о 18 советских добровольцах, погибших в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам. Об этом сообщает информационное агентство...

Космонавты Цай Сюйчжэ, Сун Линдун и Ван Хаоцзэ чувствуют себя хорошо

Фото: Синьхуа

На Землю вернулся экипаж китайского пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-19». Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». Возвращаемая капсула корабля совершила посадку в среду, 30 апреля, в 13.08 по...

Председатель КНР отметил, что молодые люди должны стать авангардом и новой движущей силой развития народного хозяйства

Фото: Zhang Yuwei/Синьхуа, globallookpress.com

Председатель КНР Си Цзиньпин призвал китайскую молодежь смело брать на себя ответственность в продвижении китайской модернизации в новую эпоху. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». С этим призывом генеральный секретарь...

10 лет назад они появились на груди китайских гостей, приехавших в Москву на парад Победы

Хоу Юэ, корреспондент агентства Синьхуа – специально для «Труда»
Труд
Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Георгиевскую ленточку я впервые увидела 11 лет назад, когда приехала в Москву в командировку. Майским днем на улице девушка, раздававшая оранжево-черные ленты, протянула одну и мне, объяснив, что это символ мужества...