Главная Окно в Китай 00:02 05 Октября 2018 3138
Дракон улетел от птицы-тройки

Китай стремительно уносится в будущее. А почему застряла в далеком прошлом наша птица-тройка – это вопрос к родному правительству

Василий Щуров, Ханчжоу - Москва
Ханчжоу по масштабам бизнеса и плотности населения вполне можно сравнить с Москвой. Фото: globallookpress.com

Китай сегодня у всех на слуху, но всегда лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать или услышать. Автору этих строк на днях довелось вернуться в Поднебесную через 30 лет после первого свидания. Сразу признаюсь: увиденное повергло в шок. Страну просто не узнал. Золушка стала принцессой, из гнома вырос великан. Как у них это получилось?!

В далекие времена Ханчжоу имел статус столицы империи и даже был удостоен от Марко Поло имени «самого благородного из городов». Теперь тут центр небольшой по китайским меркам провинции Чжэцзян. Но при этом в городе почти 10 млн жителей. Здесь известные на весь мир деловые центры, в одном из которых принимали лидеров G20, штаб-квартиры сотен крупнейших корпораций во главе с Alibaba Group, наступающей на пятки Apple и Microsoft. Есть метро, современный международный аэропорт и железнодорожный вокзал с 58 путями. То есть по масштабам бизнеса и плотности населения город вполне можно сравнить с Москвой.

В это трудно поверить, но в Ханчжоу легко дышится. Смог над городом не висит, и асфальт не плавится даже в 35-градусную жару. Потому что улицы, бульвары и проспекты утопают в зелени. Переводчица Джан Фэй нам с гордостью сообщила, что в Ханчжоу на каждого жителя приходится по девять деревьев. Хотя местным коммунальщикам не позавидуешь: с океана то и дело налетают тайфуны, они рвут провода линий электропередачи и сносят крыши. Наверное, было бы проще и легче расставить бетонные кадушки с фальшивыми сакурами, как на Новом Арбате. Но такого уличного «огородничества» здесь не понимают — предпочитают трудности героически преодолевать. Вот и от ураганов нашли защиту. По всему городу стволы деревьев обвязаны джутовыми канатами и укреплены расставленными по кругу треногами. Издали напоминают инвалидов на костылях, зато дешево, надежно — и, повторю, есть чем дышать!

Помню время, когда улицы китайских городов в часы пик превращались в сплошной велодром: утром поток катил на работу, вечером — домой. Жаль, тогда Сергей Собянин не был московским мэром, а то бы приехал, порадовался и перенял опыт. Теперь уже не получится: за 30 лет китайцы с велосипедов дружно пересели на автомобили, мотоциклы и скутеры. Причем в личном транспортном парке все больше машин на электрическом ходу.

В прошлом году Китай снова был впереди планеты всей по продажам электромобилей — 650 тысяч штук, рост — на 59%. Плюс граждане приобрели свыше 300 тысяч так называемых низкоскоростных электромобилей, или мопедов, — они по местным законам не считаются автомобилями, но очень популярны у населения. Вся эта электротехника абсолютно бесшумна, с непривычки приходится быть настороже, чтобы на перекрестке не угодить под колеса бабули, лихо рассекающей на мопеде. Видимо, как раз в целях безопасности в китайских городах не для автобусов и такси, а для двухколесного транспорта выделена своя полоса движения.

А вот местный автомобильный парк внешне отличается от московского только синими номерам. Состоятельные горожане предпочитают «мерседесы», «ягуары» и «лексусы», средний класс довольствуется «фольксвагенами», «хондами» и «тойотами». Все исключительно местного производства. В Китае открыли свои сборочные заводы крупнейшие мировые автоконцерны, поскольку местный рынок — самый быстрорастущий и перспективный. Хотя удержаться на нем не так просто. Власти корректируют экономическую политику, руководствуясь общенациональными интересами. До недавних пор налоговые преференции получали производители малолитражек. Автомобильный бум заставил ужесточить экологическую политику. С этого года введен дополнительный сбор на все без исключения автомобили с двигателями внутреннего сгорания, зато существенные льготы получили покупатели электромобилей.

По этому поводу глава агентства по туризму города Нинбо господин Цзили привычно пошутил — мол, китайцам иначе нельзя, нас слишком много. Но скоро пришлось убедиться, что экотребования касаются абсолютно всех. Наш туристический автобус остановили на въезде в национальный парк и предложили дальше либо идти пешком, либо пересесть в местный транспорт на электрическом ходу. Попытки организаторов полюбовно договориться были пресечены на корню. Пришлось подчиниться.

Провинцию Чжэцзян мы проехали из конца в конец. Большую часть занимают горы, поэтому в долинах и на равнине повсюду поля. Какой там борщевик! Страна стала крупнейшей индустриальной державой, но в ней по-прежнему засеян каждый клочок плодородной земли. На южных склонах — плантации знаменитого чая «лунцзин», вода из горных рек отводится на рисовые чеки, на орошение пшеничных, кукурузных и хлопковых полей.

Местные фермеры берут по два-три урожая в год и, судя по всему, не бедствуют. Тридцать лет назад в сельхозкооперативе под Пекином нам демонстрировали образцовое жилище ударника труда — небольшой блочный дом с водопроводом, но без газа и отопления. Теперь придорожные селения сплошь застроены коттеджами и таунхаусами, как подмосковные поселки для среднего класса. И это не потемкинские деревни, потому как они повсюду. Такой теперь в китайской провинции жизненный стандарт.

Что касается дорог, то и тут нам остается только развести руками. В 1988-м под Шанхаем торжественно открывали первую в стране скоростную автомагистраль длиной 18,5 км. В прошлом году Китай вышел на второе место в мире по протяженности сети автодорог: 4770 тысяч км, из них 136 тысяч — скоростные. Получается, наши восточные соседи в среднем за год успевали проложить по семь автотрасс, подобных новой платной дороге от Москвы до Питера. А она, напомню, ударно строится уже восьмой год...

Опять же разница в том, что китайцы ради сохранения плодородной земли отодвигают дороги к предгорьям, где надо возводить мосты и путепроводы, пробивать тоннели. При этом им прокладка километра автодороги в среднем обходится в 2,2 млн долларов. На днях как раз наш Минтранс оценил стоимость проекта новой трассы Москва — Казань в 540-550 млрд рублей, то есть около 11 млн долларов за 1 км по сегодняшнему курсу. Но ведь между столицами России и Татарстана гор вроде бы не наблюдается. А если сравнивать с такими проектами, как питерский Западный скоростной диаметр или столичное Третье транспортное кольцо, то разница в цене вообще астрономическая — в десятки раз!

Как автомобилист со стажем могу засвидетельствовать: по качеству китайские магистральные автодороги не хуже, чем уже сданные участки на трассе М-11. Правда, разрешенная скорость поменьше — 120 км/ч. Зато не надо останавливаться перед шлагбаумами и доставать кошелек, чтобы рассчитаться за проезд. На контрольных участках камера автоматически считывает номера и присылает счет, который можно оплатить прямо со смартфона.

Ну а рекорд скорости мы установили в китайском пассажирском поезде. Световое табло свидетельствовало, что состав разгонялся до 310-315 км/ч. Скорость почти не ощущалась: колеса не стучали по рельсам, вагон не качался и даже не вздрагивал. Проводники нам спокойно разрешили складывать сумки и чемоданы на багажные полки прямо над креслами.

Вот примерно так же стремительно китайский дракон уносится в будущее на машине времени, сооруженной собственными руками. Ну а где и почему застряла на буранном полустанке наша птица-тройка — этот вопрос надо адресовать родному правительству. Которое привычно отшутится: мы, мол, не Китай, мы не щуримся, а смотрим в будущее широко открытыми глазами. Вот только что они там видят, наши министры?

Первая гигафабрика американского автопроизводителя за пределами США начала свою работу в декабре 2019 года 

Фото: Синьхуа

«Юбилейный», трехмиллионный автомобиль сошел с конвейера завода компании Tesla Gigafactory Shanghai в китайском Шанхае. Об этом в пятницу, 11 октября сообщает информагентство «Синьхуа». Предприятие в Шанхае – первая...

Мероприятие пройдет с 22 по 24 октября; участие в нем подтвердили лидеры более трех десятков стран 

Фото: Синьхуа

Председатель КНР Си Цзиньпин приедет на саммит БРИКС, который состоится в Казани 22-24 октября. Об этом в пятницу, 18 октября сообщила официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин. «По приглашению...

В честь 75-летия дружбы и дипотношений РФ и КНР российский лидер передал слова поддержки территориальной целостности Китая, частью которого является Тайвань 

Владимир Путин с председателем КНР Си Цзиньпином. Фото: Синьхуа

Президент России Владимир Путин передал Китаю важный «дипломатический подарок» по случаю 75-летия дружбы двух стран. Об этом со ссылкой на свои источники сообщает агентство NetEase. Как стало известно журналистам,...

6-1 Всемирный медиа-саммит в Китае собрал более 500 участников из 106 стран и регионов мира; участие в форуме принимает и наше издание

Фото: Синьхуа

На Шестом Всемирном медиа-саммите, проходящем с 12 по 17 октября в китайских городах Пекине и Урумчи, руководители ведущих российских СМИ призвали международное журналистское сообщество сохранять приверженность человечности. Темой форума в...

Механизмы сотрудничества БРИКС - важная платформа для диалога между странами с формирующимися рынками и развивающимися странами

Материал подготовлен ИА «Синьхуа»
10 сентября 2024 года, Сямэнь, Китай. Групповое фото участников Форума партнерства БРИКС по Новой промышленной революции. Фото: Синьхуа

С 22 по 24 октября в Казани пройдет 16-й саммит БРИКС под председательством России. Предстоящий саммит станет первой встречей лидеров после расширения объединения. От содействия политической координации и экономическому сотрудничеству до вступления...

Организатором 6-го Всемирного медиа-саммита выступает «Синьхуа» – государственное информационное агентство Китая 

Фото: Синьхуа

Руководители СМИ из 106 стран и регионов мира собрались в китайском городе Урумчи, чтобы обсудить возможности и проблемы, которые несет с собой использование искусственного интеллекта (ИИ). Эта дискуссия стала одним из многочисленных мероприятий...

В Москве открылась выставка «По Великому шелковому пути. На перекрестке цивилизаций»

Ирина Свиридова
Труд
Участники выставки: Анна Стриженко, Ольга Щербакова, Марина Самосват, Оксана Борисова

Многие столичные библиотеки превратились в современные мультимедийные пространства, где проходят выставки, мастер-классы, занятия творческих студий, происходит множество интересных встреч. Вот и на вернисаж под названием «По Великому...

Ежегодно на предприятии планируется производить более 150 малых коммерческих спутников весом от 50 до 500 кг 

Фото: Синьхуа

Интеллектуальная производственная линия, способная ежегодно производить более 150 малых коммерческих спутников весом от 50 до 500 кг, запущена в работу в индустриальном парке города Чжучжоу провинции Хунань, в Центральном Китае. Об этом в пятницу,...

Михаил Морозов в четвертый раз принимает участие в мероприятиях форума: два раза он участвовал в саммите в онлайн-формате и два раза лично 

Михаил Морозов (слева) с гендиректором агентства «Синьхуа» Фу Хуа. Фото: TRUD.RU

Всемирный медиа-саммит является хорошей площадкой для обмена мнениями, где можно услышать и понять, чем занимаются СМИ в различных регионах мира и какие проблемы их волнуют. Об этом в интервью китайскому государственному информационному агентству...

Сергей Богдан показал свое мастерство в управлении истребителем Су-57 на Airshow China в Чжухае

Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан обрел большую популярность в китайских социальных сетях. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». 62-летний пилот стал звездой после тренировочного полета на...

В императорской гробнице, возраст которой превышает две тысячи лет, был найден бронзовый перегонный аппарат

Китайские виноделы овладели технологией дистилляции и использовали ее для приготовления вина по крайней мере две тысячи лет назад. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», к такому выводу пришли ученые на основе археологических...

Обе страны одинаково заинтересованы в развитии сотрудничества в рамках этого объединения отметили в ведомстве

Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Россия и Китай одинаково заинтересованы в развитии взаимодействия в рамках БРИКС и работают над укреплением авторитета объединения в интересах совершенствования механизмов глобального управления. Об этом заявил в эксклюзивном интервью информационному...

Также среди принимаемых мер – упрощение цифровых платежей и разрешение пользоваться зарубежными банковскими картами

Фото: Ju Huanzong/Синьхуа, globallookpress.com

Власти Китая намереваются продолжить работу по оптимизации безвизового режима и других соответствующих политик и мер, чтобы сделать пребывание иностранцев в Китае более комфортным. Как сообщает информационное агентство Синьхуа, об этом заявил...

Он объединяет телекоммуникационных операторов, университеты, научно-исследовательские институты, частные компании

Фото: Синьхуа

В Китае основан Инновационный союз аэрокосмической информации и спутникового интернета, задачей которого является развитие международного сотрудничества в этой сфере. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», союз базируется...

Так в ведомстве прокомментировали соответствующее заявление властей Индонезии

Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Китай приглашает больше единомышленников, включая Индонезию, присоединиться к БРИКС. Об этом, как передает информационное агентство «Синьхуа», заявил официальный представитель министерства иностранных дел КНР Линь Цзянь. «БРИКС...

Приложение, призванное спасти жизни тысяч женщин, разрабатывают в Китае

Фото: Синьхуа

Команда китайских врачей занялась созданием системы инфракрасной термографии на основе искусственного интеллекта (AI-IRT) для скрининга опухолей молочной железы. Система будет позволять пользователям самостоятельно проверять у себя уровень риска...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?