Главная Культура 00:08 05 Августа 2016 11835
«В Люсиной жизни ничего голливудского не было...»

О великой актрисе Людмиле Гурченко рассказывает ее муж Сергей Сенин

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Завтра в Выборге открывается кинофестиваль «Окно в Европу». Эмблемой киносмотра станет постер фотохудожника Аслана Ахмадова с изображением Людмилы Гурченко. Через судьбу великой актрисы, пять лет назад ушедшей из жизни, организаторы фестиваля хотят проследить путь отечественного кино на протяжении шести десятилетий. От оттепели, одним из символов которой стала «Карнавальная ночь», до перестройки и нынешнего Года кино. Кроме того, в городской библиотеке состоится выставка музея-мастерской Людмилы Гурченко, которую откроет муж актрисы Сергей Сенин.

– Сергей Михайлович, платья, украшения Людмилы Марковны из вашей квартиры впервые отправятся в путешествие?

– Не впервые. За последние годы прошли выставки сценических и личных вещей Людмилы Гурченко на московских, питерских и нескольких провинциальных площадках. Параллельно с Выборгом состоится выставка в одном из музеев Белгорода, на очереди Иркутск. А теперь вот и наша квартира стала музеем. Мы его открыли 12 ноября прошлого года, в день рождения Людмилы Марковны. А с 1 июня нынешнего года музей-мастерская Людмилы  Гурченко в Трехпрудном переулке, где она жила многие годы, зарегистрирован, работает для всех желающих. Записаться можно по телефону или Интернету, по мере формирования групп проводятся экскурсии, мастер-классы.

Занималась созданием музея команда искусствоведов, среди которых два академика, профессора, кандидаты наук. Они работали на волонтерских началах, исходя из профессионального интереса, а также из любви, уважения к дару и личности актрисы. В течение года эта команда систематизировала, фотографировала, детально описывала каждое платье, каждый браслет или брошь, каждую пару дизайнерской обуви. В итоге возник внушительный фолиант с описью того бесценного богатства, которое представляют из себя костюмы (всего их 800) в исполнении отечественных и зарубежных дизайнеров – Вячеслава Зайцева, Валентина Юдашкина, Сони Рикель, а также платья, аксессуары, выполненные руками самой Гурченко.

– И все это богатство располагается в квартире жилого дома?

– Да. Сам я в квартире не живу уже довольно давно. В идеале, для музея требуется отдельное помещение. Было бы еще лучше, чтобы один из крупных московских или питерских музеев согласился приютить экспонаты у себя. Они, помимо прочего, нуждаются в правильном хранении, уходе, реставрации. Силами волонтеров это делать невозможно. Но пока эти вопросы решить не удается. Хотя я хорошо понимаю, что многие, если не все, посетители счастливы, что ситуация складывается таким образом. Они попадают не в мир музейных экспонатов, а погружаются в домашнюю атмосферу жизни любимой актрисы.

– За пять лет было сделано немало для увековечивания памяти Гурченко. Памятник на Новодевичьем, мемориальная доска на доме, где она жила, теперь вот музей-мастерская. А еще был сериал «Людмила Гурченко». Как он, кстати, вам?

– В это сложно поверить и это трудно объяснить, но я его не посмотрел. Видел какие-то фрагменты, отдельные серии. Но я был причастен к его появлению на свет. Когда Люся только ушла из жизни, ко мне и к ее дочери Маше обратились десятка два продюсеров с предложением делать сериал. Некоторые из них даже книг Люсиных не читали. Но я встречался со всеми, никому не отказывал, потому что понимал: в случае моего отказа будет только хуже. Они поменяют одну букву в фамилии – вместо Гурченко сделают, к примеру, Турченко – и снимут сериал в духе желтой прессы.

Сценарий той команды, которая в итоге сняла фильм, мне поначалу не понравился. Я высказал им свои соображения. Мне было важно, чтобы в фильме обязательно возникла тема Люсиного военного детства – там истоки ее характера, жизнестойкости. В съемочной группе меня внимательно выслушали, затем взяли тайм-аут на несколько месяцев и кардинально переработали сценарий, который в итоге меня устроил.

Далее, мне было важно, кто сыграет саму Гурченко и ее отца, которого Люся боготворила. Кандидатура Юлии Пересильд мне показалась идеальной для главной роли. Она яркая, талантливая актриса, не раз доказавшая это на экране и сцене. И Николай Добрынин убедителен по типажу. На этом, собственно, я успокоился. Понял, что в главном меня съемочная группа не подведет. Что фильм будет снят с уважением к личности, судьбе актрисы, что в нем не будет желтизны и грязи. Так оно в итоге, судя по отзывам прессы и моим отрывочным впечатлениям, и случилось. Я, конечно, посмотрю сериал целиком. Хотя внутри меня, не скрою, живет убеждение, что фильм возник раньше срока. Время для того, чтобы глубоко осмыслить масштаб уникальной актрисы, еще не пришло.

– Как вам кажется, Людмила Марковна сполна реализовала себя в кино или все-таки чего-то не доиграла?

– Тут двух мнений быть не может. У нее всегда было ощущение своей недовыраженности, что ли. Она считала себя в первую очередь актрисой киномюзикла – того жанра, которого в стране практически не существовало. Ее визитной карточкой стала «Карнавальная ночь», где она ярко заявила о себе, как поющая, танцующая актриса. А дальше все это рассыпалось на какие-то фрагменты, случайные музыкальные фильмы и спектакли. В цельную линию все это не сложилось. Не случайно до последних дней она, как безумная, хваталась за любую работу, связанную с музыкой, будь то в кино или на сцене. Таким образом она наверстывала то, что не доиграла в лучшие свои годы.

– Но зато Гурченко неожиданно для многих реализовала себя как большая драматическая актриса…

– Это так. Но вы же хорошо знали Людмилу Марковну. Она никогда не лукавила, не кокетничала. Так вот, когда звучал подобного рода вопрос, она всегда отвечала, что все ее лучшие драматические роли могли бы с большим или меньшим успехом сыграть другие актрисы. А вот те музыкальные роли, которые выпали на ее долю или о которых она мечтала, – могла сыграть только она. Равных Гурченко в этом жанре в нашей стране не было. Думаю, с этим согласятся многие.

– Гурченко часто сравнивали с Любовью Орловой. Ей нравились, раздражали подобные сравнения?

– Орлову она считала единственной кинозвездой в нашей стране, которая со всех точек зрения подходила под это определение. Не только знаменитая актриса, которую знают и любят зрители, но – кинодива, окруженная вниманием власти, повышенным жизненным комфортом, возможностью диктовать и выбирать для себя роли. Все, что касалось Любови Орловой, – это чисто голливудская история. У Люси в жизни ничего голливудского не было. Не было особых доходов, особенно в советское время, когда она, бывало, еле сводила концы с концами. Не было своего постоянного режиссера, как у Орловой, который вел бы ее по жизни. Не случайно после сверхуспешного фильма «Карнавальная ночь», где взошла звезда Гурченко и Рязанова, следующий их совместный фильм «Вокзал для двоих» случился через 26 лет. А «Старые клячи» – еще через 18 лет. С точки зрения голливудских подходов – это абсолютный нонсенс.

– У Людмилы Марковны были актрисы-кумиры, актрисы-соперницы?

– Об актрисах бесталанных она никогда не говорила, не упоминала их имен. А о талантливых говорила порой с таким восхищением, что в конце могла даже расплакаться. Ей нравились актрисы, которые были близки ей по музыкальности, пластичности – Ширли Маклейн, Барбра Стрейзанд, Лайза Миннелли. Она искренне восхищалась этими звездами, но и себе цену знала.

– Принято говорить о сложном характере Гурченко. Дескать, на съемочной площадке она была неуправляемой…

– Это абсолютно не так. Она была человеком, безусловно, принципиальным, может быть, в творческом плане излишне бескомпромиссным. Люся не считала себя режиссером, хотя и вынужденно поставила в конце жизни фильм «Пестрые сумерки», но хорошо разбиралась в драматургии, музыке, костюме, гриме. И если чувствовала, что режиссер не соответствует ее представлению о содержании роли и фильма, – здесь и возникал конфликт. Хотя с годами она становилась все более сдержанной. Может, сил и желания что-то доказывать уже не осталось -- все и всем было доказано.

При этом она охотно подчинялась талантливым людям, которые могли разглядеть в ней то, что она сама в себе не видела. Из режиссеров ей больше всего импонировал Владимир Меньшов. Люся считала, что в фильме «Любовь и голуби» она сыграла уникальную, то есть единственную в своем роде роль. Смотрит на себя на экране – и не понимает, как она это сделала.

Еще Люся бесконечно уважала Михалкова. Безоговорочно принимала все его предложения. Не только, скажем, сыграть главную роль в «Пяти вечерах», но и провести церемонию «Золотого орла», спеть на премьере «Утомленных солнцем». По-человечески самые близкие отношения у нее были с Эльдаром Рязановым, особенно в последние десятилетия жизни. И, конечно, она была благодарна Виктору Трегубовичу, который в 1973 году доверил ей в фильме «Старые стены» глубоко драматическую роль и после долгих лет полузабвения вернул ее в обойму первых актрис нашего кино.

– Говорят, она и в жизни играла роль звезды…

– Глупости все это. Да, она была подтянутой, не позволяла себе раскисать. Всегда хорошо выглядела. Красиво принимала гостей. Но при этом была обыкновенной женщиной – со своими слабостями, с хорошим «простонародным» аппетитом. Любила вареники, жареную картошку, булочки, хлеб, щедро намазанный маслом, чай с шестью ложками сахара. Это все отзвуки голодного харьковского детства. Что в этом звездного? Да и для кого играть? Мы же не ездили на Лазурный берег (были там всего один раз), а очень любили Крым. Представьте: Евпатория, дикий пляж, наши и бездомные собаки на пляже, толпы детей, которым она два часа дает автографы, – это никак не вяжется с образом самовлюбленной звезды.

 

Другое дело, что, когда она погружалась в большую роль, то носила в себе новый образ, как беременность. Приходя домой, не сразу могла переключиться на бытовой лад. Вела внутренний диалог со своей героиней. Но это было не проявление звездной отрешенности, это была огромная творческая сосредоточенность, которой все 20 лет нашей совместной жизни я деликатно старался не мешать.

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4870
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Две леди и джентльмен, постоянно присутствующие на экранах Туманного Альбиона, вызвали гнев зрителей

Труд
Сюзанна Рид и Эд Боллз люто поругались в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания»

Так, телеведущие Сюзанна Рид и Эд Боллз вступили в яростную перепалку в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания» на ITV. Предметом спора стала проблема сбора мусора. А она — жгучая,...

Прошел слух, что студия «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Начало мая ознаменовалось обсуждением скандальной новости: московский офис студии «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается. Уже началось...

Что не так в очередной комедии, навевающей тоску и недоумение?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Химии на экране между героями не возникает. Но энд, разумеется, хеппи. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходят фильмы из конкурса «Русские премьеры» недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля. Вслед за мелодрамой «Мужу привет» Антона Маслова и фэнтези «Легенды наших...

Худрук «Ленкома» Владимир Панков поставил «Курьера». И постановка не проигрывает культовому фильму

Анна Чепурнова
Труд
Актер Александр Фокин совсем не прхож на Федора Дунаевского, игравшего заглавную роль в фильме. Фото Е. Морозовой предоставлено Центром драматургии и режиссуры.

Владимир Панков, не так давно ставший худруком «Ленкома», выпустил в Центре драматургии и режиссуры премьеру «Курьер» по одноименной повести Карена Шахназарова. Режиссеру удалось невозможное: постановка...

Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат»

Сергей Беднов
Труд
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических...

Россию на «Интервидении» будет представлять Шаман. А куда ж без него

Сергей Беднов
Труд
Ярослав Дронов победил в народном голосовании. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В феврале, сразу после того, как президент подписал соответствующий указ, в «Труде» появился материал под названием «Неужели и тут Шаман, или Пять простых вопросов про «Интервидение». На днях...

Культура 00:02 / 07 Мая 2025 4030
Календарь: 7 мая

185 лет назад родился русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик Петр Ильич Чайковский

Труд
Памятник П.И. Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Фото: Vladimir Baranov, globallookpress.com

399 до н. э. Скончался Сократ, древнегреческий философ. Свое учение он проповедовал на улицах и площадях. Обвиненный в безбожии и совращении молодежи, по приговору суда выпил яд. О личности...