
«Два мира — две судьбы» — так специально обученные люди в телевизорах когда-то рассуждали о преимуществах нашего образа жизни на фоне заокеанских безобразий. Там негров угнетали, а у нас народы жили в согласии и в любви. Вот и сейчас бы порассуждать о том же, глядя, как Америку охватывает цунами поджогов и погромов. Но что-то мне мешает...
Все началось с того, что в Миннесоте копы заподозрили чернокожего Джорджа Флойда в оплате пачки сигарет фальшивыми долларами. Его повалили, один из полицейских уперся коленом в горло парня... Сцена удушения облетела весь мир. Столь демонстративное убийство — это слишком даже для Америки. Многотысячные толпы протестующих против чрезмерного насилия со стороны полиции выплеснулись на улицы по всей стране — и уже сам президент Трамп вынужден скрываться в бункере Белого дома и призывать губернаторов активнее использовать силы национальной гвардии для борьбы с бунтующими.
Два мира — две судьбы... Но есть неуловимая схожесть в двух сюжетах. Второй случился в Екатеринбурге. Это, конечно, не Америка, но там тоже раздаются голоса протеста против действий сотрудников Росгвардии, которые 31 мая застрелили 27-летнего парня у него дома. Владимир якобы стащил четыре рулона обоев из магазина и сбежал. Полицейские не смогли войти к нему в квартиру и вызвали отряд быстрого реагирования Росгвардии. Начался штурм квартиры, в результате которого подозреваемого застрелили. Об ожесточенном характере операции говорят следы пуль на двери квартиры — эти кадры кто-то из напуганных соседей отправил гулять в интернет.
Как водится, Следственный комитет обещает после проверки дать правовую оценку действиям спецназа. Я же, журналист, могу только задавать вопросы. Почти двое суток всполошенный город гадает, можно ли считать штурм квартиры и стрельбу на поражение адекватной реакцией на хищение обоев — и было ли оно вообще? А мне на всех телеканалах суют в глаза американскую историю, и я уже знаю по имени-фамилии и бедолагу, которого черт дернул покупать сигареты не в том месте и не в то время, и копа-убийцу, и что по этому поводу думают наши говорящие головы. А мои вопросы остаются без ответов.
Полтора дня силовики хранят гордое молчание. Потом наконец Росгвардия сделала заявление. Цитата: «До прибытия спецназа к месту, где закрылся в квартире гражданин, который, кстати, ранее был судим за незаконный оборот наркотиков, совершил не какое-то мелкое преступление, мол, украл всего несколько рулонов обоев, а тяжкое — разбойное нападение, в ходе которого угрожал ножом персоналу (кстати, по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 162 УК РФ):» Кстати, не очень понятно, к чему в официальном пресс-релизе эти неоднократные «кстати»? Но продолжим читать: «При входе в квартиру спецназа подозреваемый держал в руках направленный в их сторону предмет, внешне похожий на автоматическое оружие, высказывал угрозы в адрес сотрудников СОБРа и вел себя агрессивно. В результате сложившейся обстановки, воспринимая его действия как реально опасную ситуацию, решили открыть огонь».
Росгвардия заявила, что Владимир, «кстати, ранее был судим». За наркотики. А его родители категорически отрицают судимость сына. Так может, откроете базу данных МВД или ФСИН и внесете ясность? Это же проще простого. Но нет, гордое молчание. Собровцы в момент штурма едва ли уже знали о возбуждении против Владимира уголовного дела — второе «кстати», и потому оно вообще не имело никакого отношения к стрельбе на поражение. И уж точно не в компетенциях силовиков квалифицировать действия человека как преступление. Это дело суда. Выходит, в своем официальном заявлении Росгвардия присвоила себе как минимум судебные полномочия?
Задавать вопрос о самой необходимости привлечения к этой истории СОБРа я не буду. Обычно спецназ привлекается для борьбы с организованной преступностью и при ликвидации террористов. Но уж точно не штурмует квартиры по подозрению в краже обоев.
Так ведь и в Америке обычно не душат до смерти тех, кто не расплатился на кассе за сигареты.