Выставка «Екатерина II: Путь к трону. К
Справедливо, что рассказ о пути к трону самой знаменитой из русских императриц происходит на Красной площади, в непосредственной близости к Московскому Кремлю, где Екатерину венчали на царство. Однако именно момент коронации ставит точку в повествовании: проект ограничен первыми 18 годами, которые София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская провела в России. Позже она назовет эти годы самыми тяжелыми в своей жизни. Вряд ли юная немка подозревала, отправляясь в 1744 году в Московию, где ее сосватали за внука Петра I, что займет престол, прославится как мудрая правительница и войдет в историю c прозвищем Екатерина Великая.
Тем не менее умная и прагматичная принцесса из обнищавшего рода, искупавшая отсутствие броской красоты прилежностью, хитростью и тактом, до своего внезапного воцарения успела многое: выучила русский язык, родила сына — будущего наследника престола, обросла связями при дворе. Поэтому, когда супруга уже воцарившегося, но отвергшего ее Петра III решилась на дворцовый переворот 28 июня 1762 года, у нее были основания верить в собственную победу.
О многих неведомых нам деталях захвата трона, за которым последовала ссылка и «нечаянное» убийство императора, а равно о семейном быте и интересах Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны поведает выставка. О ее масштабности можно судить по тому, что помимо богатых фондов ГИМа, откуда взята львиная доля экспонатов большой исторической ценности, свои коллекции предоставили еще семь музеев, включая Русский, Третьяковку и ГМИИ им. Пушкина, а также Российский государственный архив древних актов и Госархив РФ. А тот факт, что о ранних годах пребывания Екатерины Алексеевны в России, по сути определивших ее судьбу, мало говорили выставки прошлых лет, позволил задействовать практически неизвестные публике экспонаты. В их числе учебная тетрадь принцессы Софии Ангальт-Цербстской и два малоизвестных портрета, запечатлевших самых близких ей по «семейному положению» и бесконечно далеких по духу людей — императрицу Елизавету Петровну и великого князя Петра Федоровича.
Новые штрихи в «музейный» образ героини проекта вносят раритетные изображения императорской четы и лиц из ее окружения — от фаворитов великой интриганки до политических соперников. Виды городов и праздничных фейерверков соседствуют с чертежами архитекторов, оружием и предметами дворцового обихода, здесь же — редкие монеты, медали и следственные дела.
Самые ценные реликвии — личные вещи главных участников событий: платье Елизаветы Петровны, мундиры Петра III. Очень любопытно увидеть подлинник знаменитых записок Екатерины II и одно из последних писем Петра III своей жене, написанное уже после переворота. Вняв жалобам свергнутого императора, новая правительница велела послать ему любимых слуг, скрипку и «мопсинку собаку», хотя оставила Петру мало шансов воспользоваться этими радостями жизни.
Воспитание чувств просвещенной, но вряд ли столь милосердной, как она хотела казаться потомками, властительницы России происходило в суровых условиях — такова была цена ее великой роли в истории отечества, которую признавали как в старой России, так и в стране, где памятники Екатерине все-таки стояли даже при советской власти.