Правительство Московской области обсуждает животрепещущий вопрос пополнения казны за счет многочисленных дачников. Которые за последние 10 лет успели много чего понастроить на подмосковных землях: жилые дома и бани, гаражи, парники и всякие сараи. Самое время пересчитать и обложить податями.
Строили люди с размахом (насколько кармана хватало) и от души — для себя, детей и даже внуков. Благо принятый российским парламентом в 2006 году закон «О дачной амнистии» максимально удешевлял и упрощал заботы о регистрации в Едином государственном реестре прав на растущую тут и там недвижимость. К тому же бумажные хлопоты разрешалось отложить на потом — до 1 марта 2018 года, срока окончания амнистии.
Теперь выясняется, что совершенно напрасно народ расслабился и потерял бдительность в отношениях с властью. Потому что «потом» уже наступило — и, как всегда, неожиданно. Минувшим летом российский парламент тихой сапой принял поправки в закон о кадастре, которые существенно усложнили легализацию недвижимого имущества граждан.
Раньше волокита сводилась к трем простым операциям: оплатить госпошлину в 350 рублей, заполнить декларацию с параметрами выстроенного дома (сарая, бани, гаража и т. д.) и подать заявку в Росреестр. Из документов нужно лишь право собственности на земельный участок.
Теперь с владельца требуют техпланы строений, составленные специалистами, а они денег хотят. «Надо, чтобы кадастровый инженер выехал на объект, «закоординировал» его, привязал к земельному участку, — объясняют в Росреестре. — Дальше предоставляется технический план в государственный кадастровый учет. Только после этого собственник может зарегистрировать свое право». Услуги по «привязке» самого завалящего объекта обойдутся не менее чем в 10-15 тысяч.
Еще закавыка — с нового года чиновники Роскадастра требуют предъявить разрешение на строительство. Если домик стоял еще во времена царя Гороха, а наследники пристроили веранду или сени, то должны иметь разрешение на реконструкцию. Иначе все объявят «самостроем», который надлежит сровнять с землей.
Знаете, сколько у нас этого «самостроя»? В одной лишь Московской области — более 200 тысяч объектов. В век IT-технологий ничего не скроешь — ни особняк с кинозалом и шубохранилищем, ни беседку для любителей шашлыка. Власти уже наладили аэрофотосъемку дачных поселков с дронов и обещают обложить штрафами участки с незарегистрированными постройками. Пока такая угроза нависла над объектами капитального строительства. Но параллельно ведется работа над поправками в федеральное законодательство, чтобы можно было штрафовать хозяев садовых домиков, бань и сараев.
И это лишь в одном регионе. А по данным Минэкономразвития, в стране более 4,4 млн земельных участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства, на которых пока нет зарегистрированных строений.
Власти утверждают, что они «наводят порядок в землепользовании» и пополняют региональную казну — дескать, стоят на страже государственных интересов. Но вот что рассказывает подмосковный дачник Николай С.: «Собравшись поставить на кадастровый учет свой земельный участок, я оформил положенные бумаги в коммерческой компании — те попросили за услуги по-божески. Но когда принес весь пакет, комитет по управлению муниципальным имуществом отказался согласовать схему расположения надела на кадастровом плане. Придрались к запятым: мол, документ с ошибками... И намекнули: мол, надо обращаться не к частникам, а к муниципалам в соседний кабинет, тогда проблем бы не было. А документы со стороны будут заворачивать...» Так о чьих же интересах пекутся чиновники?
Юристы предупреждают: собственников, которые не смогут оформить документы в соответствии с новыми требованиями, ждут санкции. Земельный налог на незарегистрированные владения может вырасти в 5-6 раз, а налог на имущество будут взимать со всех построек, даже неоформленных.
Учтем, что размер налога на землю и построенную на ней недвижимость с недавних пор в России и без этих новаций взлетел до небес. И если для обладателей многогектарных загородных поместий — фигурантов журнала «Форбс» — эти платежи посильны, то что делать рядовым гражданам, которые имели неосторожность, отказывая себе во всем, обзавестись загородным или просто летним домиком? Для многих из них пригородный земельный участок нынче становится источником пропитания. А так хорошо когда-то начиналось — с «дачной амнистии»...
Еще пример такой практики появился в Приморье, где на таможнях «зависло» более 1,5 тысячи подержанных автомобилей, ввезенных в Россию для продажи. Проблема возникла из-за нового техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которому с 1 января 2017 года каждый сходящий с конвейера или ввозимый в Россию, Белоруссию и Казахстан автомобиль должен быть оборудован системой экстренного реагирования российского производства. Для оформления ПТС необходимо представить в таможню свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), которое ни одна машина без «ЭРА-ГЛОНАСС» больше не получит.
Теоретически это устройство полезно: в случае аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» подаст сигнал спасательным службам. Но, принимая новый регламент, власти никак не озаботились насущной для Дальнего Востока проблемой: как оснастить «ЭРА-ГЛОНАСС» подержанную «Тойоту»? Технически это возможно — наши мастера и блоху подкуют. Но предварительно каждый импортер подержанных иномарок должен провести за свой счет два краш-теста ввозимой им модели с датчиками «ЭРА-ГЛОНАСС» на борту. То есть разбить два автомобиля каждой ввозимой марки и убедиться, что «тревожная кнопка» сработает. Но импортеры ввозят товар малыми партиями, и превращать в металлолом по две машины с партии — разорение!
В тупике не только автоимпортеры, но и таможенники. «С начала года у нас оформлено 1217 автомобилей. Это значит, что покупатели внесли платежи и хотели бы машины забрать. Но забрали только треть авто, на которые ПТС были оформлены по документам, выданным до 31 декабря. А на складах еще 769 машин. Какова будет их судьба — трудно сказать», — говорит начальник дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин.
В общем, создав проблему, чиновники просто умыли руки. Хотя есть как минимум два варианта, предложенные популярным на Дальнем Востоке автомобильным сайтом Drom.ru: не распространять новые правила на бэушные иномарки, ввозимые в Россию, или же дать возможность гражданам устанавливать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» частным порядком — как это делается, например, с охранной сигнализацией. В обоих случаях требуется внести соответствующие поправки в регламент. Но в России легко и быстро принимаются нормативные акты, затрудняющие или ухудшающие жизнь россиян, но никак не наоборот.
Уже в нынешнем году Левада-Центр провел опрос россиян на животрепещущую тему: чувствуют ли они себя лично под защитой закона. Результат таков: 39% выбрали ответ да, 47% — ответ нет. При этом верят в свою защищенность чаще те, кто укрыт от жизни стенами учебных заведений (среди учащейся молодежи — 64%). А, скажем, среди бедных наших сограждан только 29% респондентов чувствуют защиту, а 55% ее не ощущают. Столько же незащищенных и среди людей рабочих профессий, немногим больше их и среди пенсионеров...
Понятно, что начинается эта защищенность с законодателей, с качества принимаемых ими законов. Но здесь — увы. «В Госдуме очень мало профессионалов», — говорит Борис Резник, проработавший в российском парламенте с 1999-го по 2016-й. — Законопроекты зачастую настолько сырые, что в них сразу после принятия приходится вносить исправления. Иногда один закон тянет за собой до сорока поправок..."
А расхлебывают эту кашу известно кто: домовладельцы, дачники, автомобилисты — и далее по списку...