Множество загадок таится под сенью могучих деревьев, скрывается за великолепными надгробиями и памятниками. Но все ли так безмятежно, каким кажется на первый взгляд, вечна ли память о безвременно ушедших или же рано или поздно все канет в Лету?
Древнейший погост Москвы
Кунцевское кладбище, расположенное на западе столицы, - один из старейших погостов. Самая древняя часть образовалась в конце XVII века на реке Сетуни, и именно поэтому долгое время его называли Сетуньским. Тогда же, в 1673-1676 годах, на территории кладбища построили церковь Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни.
В начале 1920-х годов Сетуньское кладбище отнесли к подмосковному городу Кунцево и дали современное название. Спустя 40 лет столица поглотила Кунцево, и кладбище стало считаться городским.
Погост, что неудивительно, имеет совершенно обыкновенную историю - здесь хоронили жителей ближайших поселений (например, из села Спасского). Но со временем у кладбища появилось народное название - его стали именовать «Творческим». За годы своего существования кладбище приютило множество деятелей культуры и искусства: художников и скульпторов, актеров и писателей, поэтов и певцов. А еще на территории располагается братская могила воинов ВОВ и участок вокруг нее с захоронениями выдающихся военачальников и Героев Советского Союза.
Сейчас Кунцевское кладбище делится на две части: Старое, дошедшее до нас со времен села Спассого, где обрели покой деятели русской культуры XIX и XX веков, и Новое, которое явлется филиалом Новодевичьего кладбища и на котором хоронят заслуженных москвичей. Общая площадь погоста составляет приблизительно 16 Га.
Самое раннее захоронение известного деятеля произошло в 1895 году: здесь нашел свое последнее пристанище Дмитрий Александрович Ровинский - историк искусства, коллекционер, завещавший свои собрания художественных произведений Эрмитажу и Румянцевскому музею.
Истории Нового кладбища
Кунцевское кладбище поражает спокойствием и, как бы двусмысленно это ни звучало, умиротворением. Тишину нарушает только жизнерадостное, несмотря на место, пение птиц, шум воздуходува, с помощью которого рабочий избавляется от листьев у входа в кирпичное здание администрации, и отголоски проезжающих по Рябиновой улице машин. Асфальтированная главная аллея залита солнцем, пробивающимся сквозь листву и хвою вековых деревьев.
С первого взгляда становится ясно: здесь похоронены значительные люди - массивные гранитные памятники обрамляют дорогу, которая разделяет всю территорию на Старое и Новое кладбища. Редкие посетители неспешно прогуливаются по ней, останавливаясь у привлекающих внимание своим исполнением надгробий.
Особое место на Новом кладбище занимает братское захоронение солдат, погибших в 1941-1945 годах. Вокруг него в тени сосен и лип находятся могилы военачальников и героев Советского Союза: с надгробий на нас смотрят статные мужчины и женщины, форма которых увешана орденами и медалями. Памятники не отличаются высокохудожественным исполнением, однако поражают своей основательностью - по большей части это прямоугольные гранитные камни, крепко стоящие на земле, на которых изображены бюсты героев.
Привлекают внимание колумбарии (как открытые, так и закрытые) - кирпичные стены с нишами для хранения урн с прахом усопших пестрят искуственными и живыми цветами и многочисленными фотографиями с подписанными именами и датами. Несоответствие ярких красок и пугающего количества этих фотографий дает повод задуматься о вечном.
Памятник клоуну Карандашу. Фото автора
Могилы усопших утопают в сочной летней зелени - оградок на Новом кладбище по большей части нет. Среди надгробий встречаются настоящие произведения искусства, например, памятник на могиле Бориса Хмельницкого - композитора и народного артиста России, который словно исчезает на наших глазах. Совсем рядом, справа, находится могила известнейшего клоуна Карандаша - Михаила Румянцева, где он изображен в своем самом узнаваем образе - в широких штанах, расстегнутом пиджаке и высокой шляпе. Опершись на локоть, он словно наблюдает за проходящими по дороге людьми и ожидает своих поклонников с цветами. По словам администрации Кунцевского кладбища, посетители здесь бывают, но не так часто, как хотелось бы. Однако могила довольно ухожена, рядом стоит еще не старый букет искусственных цветов.
Памятник Хмельницкому. Фото автора
На общем фоне темного гранита выделяются памятники композитору Евгению Птичкину и режиссеру Эдмонду Кеосаяну. У первого это светло-серая мраморная колонна с арфой наверху, а у второго - такой же светлый крест с причудливыми узорами. Памятники кажутся торжественными и не навевают грусть, они заставляют обратиться к теплым воспоминаниям об этих людях и всем том, что они сделали для страны.
Ничто не забыто, никто не забыт?
А вот Старое кладбище не отличается такой торжественностью, как Новое. Могилы здесь располагаются теснее, их друг от друга отделяют оградки. Эта часть Кунцевского погоста темнее, солнечный свет хуже достигает земли сквозь плотную листву высоких деревьев. Привлекающие внимание памятники встречаются все реже, хотя в глубине кладбища все еще можно встретить необычные надгробия. Например, на могиле Варлама Шаламова, до которой нужно пробираться по узкой заросшей травой и кустарником тропинке, можно увидеть лицо выдающегося летописца Колымских лагерей, выполненое из меди. А пройдя немного глубже, вы доберетесь до могилы народной артистки СССР Нонны Мордюковой.
Памятник Шаламову. Фото автора
Поклонница Мордюковой из Минска, Валентина Павловна Богачева, поделилась впечатлением от посещения последнего пристанища артистки:
- Ну неужели люди такие черствые стали - кругом грязь, трава... За такими людьми надо следить.
Валентина рассказала, что на могилу она приехала во второй раз, впервые была здесь в 2008 году - на 40 дней погребения Мордюковой. После пяти лет отсутствия женщина застала могилу в плачевном состоянии - всю заросшую сорной травой, засыпанную ветками и листьями, с самыми дешевыми, потемневшими от времени искусственными цветами. Валентина предположила, что могилу изредка навещают такие же поклонники, как и она сама, и по мере возможностей приводят ее в порядок.
Женщина очень эмоционально переживает такое отношение к захоронению и памяти о Нонне Мордюковой и не может поверить, что все хорошее имеет свойство забываться.
Однако подобные проблемы касаются могил не только деятелей культуры, но и военных. Как рассказал представитель пресс-службы ГУП «Ритуал», государство выделяет деньги на уборку захоронений Героев Советского Союза несколько раз в год, но, несмотря на это, у сотрудников кладбищ существует негласное обязательство - следить за ними самостоятельно. А вот остальные могилы - это частная собственность родственников, и только в их распоряжении следить за пристанищем усопших.
Получается, что кажущиеся на первый взгляд безмятежность и умиротворение кладбища таят в себе и забвение выдающихся людей, их достижений. Наверное, пенять на государство нет смысла, потому что оно состоит из рядовых граждан. И именно во власти рядовых граждан изменить сложившуюся ситуацию.