Помните у Высоцкого? «Прошла вся в синем стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот». Впрочем, пассажирам рейса Москва — Краснодар, совершавшего в минувшее воскресенье, 28 марта, аварийную посадку в южном аэропорту, было не до песен. Им было страшно.
У лайнера Boeing 737 возникли проблемы с закрылками, а на борту 149 человек. Благодаря сегодняшним возможностям связи происходящее в салоне самолета, идущего на посадку, попало в соцсети. Видео сняла и выложила для просмотра пассажирка по имени Мария. Картина, прямо скажем, не для слабонервных, жутковатая. И бодрый тон членов экипажа, уже в спокойной обстановке на земле сообщающего телевизионщикам, что, мол, ничего экстраординарного не происходило на борту, вполне себе «штатная» ситуация, с картинкой явно расходится.
«Голову на колени, группируйтесь, группируйтесь!» — командуют бортпроводники. Одни пассажиры следуют команде, другие продолжают с тревогой взирать на происходящее.
«Бортпроводники готовили нас к аварийной посадке, на лицах людей был страх, — пишет в комментарии Мария. — Мне тоже было страшно, но не за себя. Все это время в ожидании посадки я думала о детях, молилась, чтобы они не остались сиротами. На случай худшего пассажиры звонили близким и прощались с ними. Встречающие родственники, в свою очередь, сообщали, что в аэропорту их ждут не только они, но и кареты скорой, пожарные, МЧС, что еще больше нагнетало атмосферу. Дети плакали, кто-то молился. Правда, страшно!»
Вот как комментирует произошедшее в небе над Краснодаром заслуженный пилот СССР, налетавший 20 тысяч часов, Жорж ШИШКИН: «Происходившее в пассажирском салоне наталкивает на мысль, что экипаж своими действиями несколько переусердствовал. В несинхронном выпуске закрылков ничего страшного нет — такая ситуация предусмотрена в деталях в руководстве по летной эксплуатации судна. Надо ему следовать и отслеживать скорость. Есть схема захода на посадку даже с невыпущенными закрылками. И уж ни в коем случае не стоит создавать панику в салоне. Достаточно проверить, пристегнуты ли все пассажиры».
«Вспоминаю случай, когда на моем Ан-24 перед приземлением отказал один из двух двигателей. Так стюардесса вышла в салон с очаровательной улыбкой, чтобы, не дай бог, пассажиры чего худого не заподозрили. В нештатной ситуации нет ничего хуже паники», — подключается к разговору известный писатель, пилот с налетом свыше 15 тысяч часов Валерий ХАЙРЮЗОВ.
Автор книг о работе гражданских летчиков, сам в прошлом пилот Василий ЕРШОВ подчеркивал важность правильного общения в воздухе с пассажирами: «Я непременно информировал людей по громкой связи, как проходит полет. Людям летится комфортнее, если командир говорит с ними четким и спокойным голосом, чтобы у пассажиров возникло чувство уверенности в том, что все будет хорошо».
Я привел слова настоящих профессионалов гражданской авиации. Хочется думать, что спецкомиссия Росавиации, которой поручено расследовать причины аварийной посадки борта в Краснодаре, обратит внимание и на это. А заодно и поставит точку в рассуждениях, насколько она была аварийной.