Нужно ли обходить эти конструкции стороной или все не так страшно? И может, проблема вовсе не в железках, а в людях, их обслуживающих.
Едва с наступлением тепла в парках начали работать аттракционы, как информационные ленты и соцсети запестрели сообщениями о происшествиях. Вот из последнего. Из-за открывшегося замка в свободный полет с карусели едва не отправились три подростка в Ейске — спасибо ремням безопасности: уберегли. В Челябинске на аттракционе «Галактика» у девочки отстегнулись автоматические крепления, когда та находилась вниз головой. Девочка, к счастью, изо всех сил держалась за решетки — и это ее спасло. В «Сочи Парке» более 20 человек застряли на американских горках вниз головой на высоте в несколько десятков метров. Вызволить их удалось только через 10 минут. В администрации парка сообщили: причиной ЧП стал сбой в системе безопасности аттракциона, которая отреагировала на изменение погоды...
Впрочем, стоит ли удивляться подобным происшествиям? По данным Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений, около 80% работающих в России аттракционов отметили 10-летний юбилей, а значит, выработали предназначенный ресурс. А в некоторых регионах зачастую эксплуатируются карусели еще советского производства, которым уже стукнуло по 35-40 лет.
Правда, вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игорь Родионов успокаивает: бить в набат рано. «Не нужно путать нормативный срок службы конструкции с предельным сроком эксплуатации. Мы ведь не утилизируем 10-летние машины, не правда ли? При условии хорошего ухода это не возраст для автомобиля. Такое же правило действует и в отношении аттракционов. От мелких неисправностей и отказов никто не застрахован, но серьезные инциденты даже на 15-летних аттракционах очень редки».
Я своими глазами вижу работающие на прежних местах карусели, на которых катался еще в детстве. Их время от времени прихорашивают, подкрашивают, но, по сути, это все те же незамысловатые советские качели-карусели. Чья работоспособность во многом зависит от качественного технического обслуживания, которое по действующим правилам должно проводиться ежегодно. После ТО сотрудники Гостехнадзора осматривают конструкцию и решают, можно ли ее пускать в работу. Другой вопрос, достаточно ли такого контроля для видавшей виды техники и не стоит ли добавить для нее дополнительный осмотр в середине сезона?
И еще важный момент. До недавнего времени бизнес активно покупал аттракционы европейского, в основном итальянского производства, доступ к запасным частям для которых сейчас затруднен. Однако необходимые для поддержания западных каруселей в рабочем состоянии комплектующие заказывают в Китае.
Ослабла конкуренция на этом рынке — воспрянули духом и отечественные производители аттракционов. Сейчас в России действуют два десятка компаний — изготовителей классических аттракционов, еще три-четыре предприятия имеют опыт в производстве уникальных экстремальных конструкций, в том числе американских горок, автодромов и 150-метровых колес обозрения. Специалисты полагают, что такой производственной базы нашей стране вполне достаточно для удовлетворения внутреннего спроса.
Значит, проблема, как обычно, упирается в человеческий фактор: «Забыли... Недоглядели... Думали, и так сойдет». А в результате люди, пришедшие развлечься, 10 минут висят вниз головой.