Кажется, Конюхов давно отучил нас удивляться невероятным, уникальным достижениям. Самый универсальный в истории путешественник-экстремал не знает преград ни на суше, ни в небе, ни в горах, ни в океанах. И вот очередное свершение, осуществленное им на днях в 71 год.
В ходе трансконтинентального перелета воздушный шар «ФосАгро» под управлением Федора Конюхова и Ивана Меняйло, президента Федерации воздухоплавательного спорта России, преодолел расстояние в 2540 км, что на 174 км больше предыдущего мирового рекорда, установленного японским пилотом Мичио Кандой в 1994 году. Теперь оба достижения — по дальности и длительности беспосадочного перелета на тепловом воздушном шаре — принадлежат России.
Это путешествие прошло в небе на Крайнем Севере. Они стартовали утром 24 марта в Кировске Мурманской области, на высоте от 3 до 6 км шар с экипажем прошел через воздушное пространство Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а в ночь на 26 марта совершил ювелирную посадку на аэродроме Хатанга, в полярной окраине Красноярского края, на 72-м градусе северной широты!
О том, каким был этот перелет, можно судить хотя бы по «маленькому», но знаковому эпизоду, о котором рассказал сам Федор Конюхов сразу после приземления. «В самом начале полета вдруг отключились четыре горелки. Я достал зажигалку, которую недавно приобрел, — дорогую, разрекламированную как самую надежную. Бац, а она не горит! Именно из-за мороза — так холодно не было даже на Северном полюсе. Я просто пальцев своих не чувствовал даже в качественной современной экипировке!»
Но, слава богу, горелки поджечь все-таки удалось, полет был продолжен. Вот какие подробности сообщил «Труду» руководитель экспедиционного штаба Федора Конюхова его старший сын Оскар:
«Экипаж мог бы преодолеть и большее расстояние — ну, может быть, еще сотню километров. Но из-за этого им пришлось бы дополнительно рисковать при посадке, а потом нам еще забирать шар и все оборудование не с подготовленного аэродрома, а из дикой тундры, куда очень сложно добраться. А если теперь все же замахиваться на новое достижение, то имеет смысл планировать полет дальностью 5 тысяч км, не меньше».
Вот еще кое-какие детали. Корзина для размещения экипажа не была герметичной. Обычно с подъемом на каждый километр воздух становится холоднее в среднем на шесть градусов. Сейчас на максимальной высоте ночью мороз был за 40 градусов. Как признался сам Конюхов, такого холода он еще никогда в жизни не испытывал. Ведь над океаном воздух более влажный, чем на полюсе холода в Якутии, в глубине континента. Кроме того, при подъеме на вершину альпинисты согреваются движениями. А тут оба пилота заперты в корзине 4 на 2 метра. И все тепло от горелки уходит вверх...
Как считает сам Федор Филиппович, отечественная одежда и экипировка, использованные в полете, показали себя с лучшей стороны. А то, что пилоты мерзли, — это нормально для неба, да еще северного. Куда дальше держит свой путь Конюхов? В ближайших планах кругосветное плавание на катамаране с использованием солнечной энергии. А потом второй этап перехода на весельной лодке из Чили в Австралию.
Конечно, корреспондент «Труда» не смог удержаться от вопроса, каким образом Конюхову удается выдерживать нагрузки, которые мало кому доступны даже из числа крепких, спортивных мужиков золотого возраста.
«Быть всегда в движении, всегда на позитиве — вот и весь секрет, — объяснил Оскар Конюхов. — Кроме того, отец за десятки путешествий в сверхсложных условиях так закалил свой организм, что ему покой просто противопоказан».
Тут надо вспомнить, что Федор еще в свои 15 лет на простенькой весельной лодочке пересек в одиночку Азовское море. А потом на его счету были самый сложный вариант пересечения Северного Ледовитого океана на собачьей упряжке вместе с Виктором Симоновым. Покорение высочайших вершин мира в группах, в паре или в одиночку. Кругосветный облет Земли на воздушном шаре и пересечение Тихого океана на весельной лодке — одиночные путешествия. И это лишь небольшая часть из множества его крайне рискованных и впечатляющих мероприятий.