Некоторые крупные компании самостоятельно создают современные модернизированные обучающие центры в соответствии с программой и перспективами собственной организации, причем с риском подготовить специалистов для конкурентов. И даже в такие заведения желающих попасть не много.
Все началось в 90-е
Предпосылок у сложившейся тенденции было немало. Еще в начале
Постепенно учреждения начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) стали единственным вариантом для двоечников из неблагополучных семей. В то же время в вузы устремилось подавляющее большинство — за обещанными перспективами, хорошей оплатой труда, комфортными условиями работы, отсрочкой от армии
Опросы современных студентов из года в год показывают одни и те же результаты: большинству учащихся милее работа перед монитором в офисе, нежели созидание своими руками в не всегда экологически чистых и оборудованных должным образом помещениях, причем за те же деньги.
Количество образовательных учреждений НПО и СПО не сокращается, но и не увеличивается с
Этих средств едва хватает на покрытие расходов, не говоря уж о таких элементарных потребностях, как косметический ремонт. Увеличить доходы за счет коммерческого обучения не представляется возможным: необходимы колоссальные средства, чтобы модернизировать
За рабочие руки — президентскую премию
Недавно Министерство образования и науки подготовило список приоритетных для развития экономики страны специальностей. Список был составлен на основе анализа трудового рынка и пожеланий работодателей.
15 ноября «Перечень профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации» был утвержден премьером Владимиром Путиным.
В перечень вошло 93 специальности. Особенно востребованы работники следующих отраслей: теплоэнергетика и теплотехника, электротехника и энерготехника, ядерные установки и ядерная энергетика, космические и компьютерные технологии, машиностроение, медицинские технологии, в частности фармацевтика, биохимическое производство
Интересно, что стимулировать интерес молодежи к этим суровым специальностям правительство намерено не только пропагандой. Как рассказала начальник отдела
Так, для тех, кто пойдет по пути приоритетных направлений и покажет себя с лучшей стороны, приготовлены 3 тысячи президентских и 5 тысяч правительственных стипендий в размере от 2 до 14 тысяч рублей. Эти стипендии будут утверждены с 1 января 2012 года. Но для того, чтобы их получить, придется весь первый год обучения быть примерным студентом, и только на втором курсе государство начнет поощрять будущего рабочего.
Но, так или иначе, подобная стипендия — просто сказка для учащихся в ПТУ и колледжах. Для сравнения: стандартная стипендия студента технического образовательного учреждения составляет 400 рублей.
Деньги будут, а вот работа — не факт
Также Вера Гринько пояснила, почему в списке не оказалось врачей и педагогов: перечень составлялся на основе специальностей начального (ПТУ и лицеи) и среднего образования (техникумы и колледжи), эти заведения готовят специалистов среднего звена, а врачи и педагоги — высшее звено.
Что касается финансовой стороны, то кроме повышенных стипендий на модернизацию сферы НПО и СПО из федерального бюджета выделено 8,8 млрд. рублей. Еще 8,7 млрд. рублей удалось собрать силами субъектов РФ и работодателей. Также в стране будет создано 11 межотраслевых межрегиональных ресурсных центров, которые получат новое оборудование.
Эксперты подчеркивают: у среднего профессионального образовании есть масса преимуществ перед высшим. Гарантия поступления с первого раза без нервотрепки и сумасшедших конкурсов, емкий и быстрый процесс обучения, позволяющий за три года приобрести практические навыки и сразу приступить к работе.
Но на этом фоне статистика трудоустройства выпускников за 2011 год, по словам Веры Гринько, оставляет желать лучшего: 23% выпускников СПО поступают в вузы, 18% пополняют армейские ряды, 49% идут работать. Даже выбирая приоритетное направление, нужно понимать, что никто не гарантирует, что перспективный рабочий кадр будет желаем работодателем по окончании обучения. Все может поменяться. Но в этом случае есть хотя бы официально утвержденный перечень. От модернизации страны далеко не уйти.
Педагоги мечтают о карьере продавца, кадровика или секретаря
Несмотря на нехватку квалифицированных педагогических кадров, сегодня новоиспеченные учителя не стремятся попасть в школы, детсады и колледжи. По данным исследования портала Superjob, более половины дипломированных учителей по окончании вуза так и не приступили к преподавательской деятельности. Самой желанной отраслью для трудоустройства является кадровая сфера: около 25% резюме от выпускников педвузов создаются в целях поиска работы в качестве менеджера по персоналу, рекрутера, инспектора отдела кадров
Зарплаты (руб.)
- 35 000 — радиомеханик
- 30 000 — слесарь по ремонту оборудования электростанций
- 28 000 — сборщик трансформаторов
- 25 000 — машинист котлов
- 20 000 —
лаборант-аналитик
Полный список специальностей профессионального образования, необходимых для модернизации и развития экономики страны
Профессии начального профессионального образования, необходимые для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации
- Машинист котлов
- Машинист паровых турбин
- Электрослесарь по ремонту оборудования электростанций
- Слесарь по ремонту оборудования электростанций
- Электромонтер по ремонту электросетей
- Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей
- Электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования летательных аппаратов
Электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети- Сборщик трансформаторов
- Сборщик электрических машин и аппаратов
- Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
- Сборщик электроизмерительных приборов
Электромонтажник-схемщик - Наладчик оборудования оптического производства
- Электромеханик по ремонту и обслуживанию
наркозно-дыхательной аппаратуры - Электромеханик по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования
- Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры
- Электромеханик по ремонту и обслуживанию медицинских оптических приборов
- Механик
протезно-ортопедических изделий Оптик-механик - Оператор микроэлектронного производства
- Оператор оборудования элионных процессов
- Наладчик технологического оборудования (электронная техника)
- Сборщик изделий электронной техники
- Сборщик приборов вакуумной электроники
- Радиомеханик
- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
- Наладчик
контрольно-измерительных приборов и автоматики - Слесарь по
контрольно-измерительным приборам и автоматике - Мастер по обработке цифровой информации
- Наладчик компьютерных сетей
- Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Лаборант-аналитик Аппаратчик-оператор в биотехнологии
Специальности среднего профессионального образования, необходимые для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем
- Информационная безопасность автоматизированных систем
- Фармация
- Медицинская оптика
- Организация и технология защиты информации
- Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
- Тепловые электрические станции
- Электрические станции, сети и системы
- Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
- Электроснабжение (по отраслям)
- Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника
- Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях
- Монтаж и эксплуатация линий электропередачи
- Гидроэлектроэнергетические установки
- Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
- Электрические машины и аппараты
- Атомные электрические станции и установки
- Радиационная безопасность
- Технология разделения изотопов
- Монтаж и техническая эксплуатация
холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) - Специальные машины и устройства
- Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
- Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники
- Производство летательных аппаратов
- Производство авиационных двигателей
- Техническая эксплуатация электрифицированных и
пилотажно-навигационных комплексов - Испытание летательных аппаратов
- Авиационные приборы и комплексы
- Акустические приборы и системы
- Радиоэлектронные приборные устройства
- Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
- Электромеханические приборные устройства
- Оптические и
оптико-электронные приборы и системы - Биотехнические и медицинские аппараты и системы
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники
Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника- Твердотельная электроника
- Электронные приборы и устройства
- Аудиовизуальная
техника - Радиоaппapaтостpoeниe
- Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов
- Радиотехнические информационные системы
- Средства связи с подвижными объектами
- Многоканальные телекоммуникационные системы
- Радиосвязь, радиовещание и телевидение
- Сети связи и системы коммутации
- Автоматические системы управления
- Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
- Компьютерные сети
- Компьютерные системы и комплексы
- Информационные системы (по отраслям)
- Программирование в компьютерных системах
- Химическая технология неорганических веществ
- Химическая технология органических веществ
- Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров
- Технология кинофотоматериалов и магнитных носителей
- Аналитический контроль качества химических соединений
- Технология
пиротехнических составов и изделий - Биохимическое производство