Институт развития интернета выбрал для Министерства просвещения видеоигры, которые предлагается включить в школьную программу в качестве факультативов. Среди них — Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame.
Это так называемые стратегии, симуляторы — футбольные и танковые, арены сражений, строительный симулятор, а также игра, обучающая программированию. Ну и насколько это серьезно?
Игры относятся к возрастной категории 14+ — это должно гарантировать, что психологическое здоровье школьников не пострадает. В институте особо подчеркнули, что выбранные игры (которые, к слову, являются признанными на мировом уровне дисциплинами киберспорта) развивают у детей стратегическое мышление и математические способности, логику, умение работать в команде, тренируют скорость реакции, абстрактное мышление, креативность, учат ориентироваться на местности и познавать мир. У нас уже есть вузы, где киберспорт входит в программу (например, Российский университет физкультуры, спорта, молодежи и туризма или университет «Синергия»). А в школах эксперимент должен начаться в 2020 году.
Не заиграются ли школяры? Чиновники из Минпросвещения успокаивают родительскую и педагогическую общественность: это лишь идея, ибо уже сейчас на школьников и без игр ложится предельная нагрузка, а такой факультатив может привести к переутомлению детей. Однако, как утверждают эксперты, вопрос только отложен. И уже в ближайшие годы российскому образованию предстоит определиться, как существовать в цифровую эпоху.
Можно рассуждать о том, что у детей Стива Джобса смартфоны и планшеты были под запретом, однако придется признать: для современных детей они обыденность, которая может обернуться как злом, так и стимулом к развитию.
Тем временем российские школьники, вернувшись с каникул, могут столкнуться с сюрпризом. Месяц назад глава Совфеда Валентина Матвиенко высказалась за запрет в школе мобильных телефонов и предложила «решить вопрос» до начала учебного года. В Министерстве просвещения взяли под козырек, и на прошлой неделе рабочая группа, в которую вошли чиновники из Роспотребнадзора, Рособрнадзора и Минпросвещения, разослали по регионам методические рекомендации. Там рекомендовано отбирать у детей телефоны на входе в школу и возвращать их после уроков.
В Рособрнадзоре уверяют, что это лишь рекомендации, однако формулировки, с которыми они даются, весьма категоричны. А глава ведомства Сергей Кравцов, выступая на педагогическом форуме в Ленинградской области, прямо связал запрет на мобильники со способностью школы давать качественное образование.
Чиновники на местах пока не торопятся вводить запреты, перекладывая решение на администрацию школ. И это понятно, ведь в ответ неизбежно встает вопрос о дополнительных расходах и организации процесса изымания телефонов и их хранения. Однако тренд уже задан.
Голоса
Михаил Тихонов, директор онлайн-фотошколы
— Как и любые компьютерные программы, игры бывают и бестолковыми, и очень полезными. Например, мне нравится игра, которая с помощью обширного набора заданий тренирует память и скорость реакции. Она требует 15 минут в день. Еще одна игра нацелена на расширение словарного запаса в английском языке. Нынешних детей, которые планшет осваивают еще до того, как идут в детсад, можно и нужно учить с помощью видеоигр.
Татьяна И., блогер, мама 13-летней Сони
— Мы большие поклонники игры Minecraft, я рекомендую ее своим знакомым с детьми. Это очень полезная штука — английский улучшает, знания по ОБЖ дает. И про устройство мира рассказывает — например, про свойства дерева или алмаза.
Олеся Подцепко, служащая
— Игры — зло, своего рода наркотик, вызывающий привыкание. Перед глазами у меня есть несколько примеров. Брат моей знакомой в 15 лет играл все свободное от школы время, включая ночи. А если родители пытались помешать, швырял в них стулом. Мой родственник-подросток все время проводит перед компом, и родители смирились: носят ему туда еду. Еще один 25-летний парень за компьютером и ест, и ночует. Асоциальный, угрюмый тип — ни друзей, ни девушек, перестал общаться с семьей. Даже на Новый год отказался сесть за стол со всеми:
Алексей Макаров, дизайнер
— Моему сыну 11, он играет в Minecraft. Не вижу в этом ничего плохого — обычная развивающая игра, что-то вроде лего. Я не против, если у него в школе тоже появятся развивающие игры. Мне не нравится другое: Лука в последнее время все меньше играет сам, а чаще смотрит в YouTube ролики, где играют другие, сопровождая процесс дурацкими комментариями. Вот это уже напрягает!
Нина Леонидова, мать четверых детей
— Если в школах легализуют видеоигры, это будет прекрасно. Запретный плод сладок, а тут тебе его несут на блюдечке. Думаю, заядлые геймеры на этот факультатив не пойдут. Тут все зависит от школы. Она сможет построить процесс обучения так, что дети будут ненавидеть игры — как порой ненавидят Пушкина.