Над озером Лак де Сейбл в канадской провинции Квебек потерпел крушение гидросамолет и упал в воду. Первым на место катастрофы прибыл на гидроцикле местный житель, а к нему в спасении пилота присоединились трое рыбаков, приехавших на отдых из Монреаля. Когда получившего тяжелые травмы пилота доставили в ближайшую больницу, в одном из спасателей медики сразу признали действующего форварда «Монреаль Канадиенс» 33-летнего Пола Байрона. А рыбачившие с ним трое мужчин оказались его шурином, тестем и другом.
Естественно, столь громкое происшествие сразу стало достоянием общественности. Байрон подтвердил позвонившим ему журналистам эту информацию, но предпочел не комментировать подробности события из уважения к пострадавшему пилоту и его семье. Летчик получил тяжелые травмы, но сейчас его жизни и здоровью ничего не угрожает.
Но через несколько дней Пол Байрон написал в Твиттере: «Я хочу, чтобы все знали, что настоящим героем этой спасательной операции является водитель гидроцикла, который первым прибыл на место происшествия, нырнул на глубину и отстегнул ремень безопасности пилота. А я с моими родственниками и другом лишь помог доставить летчика до берега и отвезти в больницу».
И Пол назвал имя этого героя — им оказался Серж Лабель. Ему сейчас 52 года. До 23 лет он выступал за команды второго североамериканского хоккейного дивизиона. Потом, проведя лишь один сезон в «Пантерз», завершил профессиональную спортивную карьеру.
Хоккейные достижения самого Пола Байрона намного весомее. Он уже на протяжении семи сезонов является одним из ведущих игроков «Монреаль Канадиенз», а до того четыре года провёл за другие известные клубы — «Буффало Сейбрз» и «Калгари Флеймз». В 521 матче в НХЛ забил 98 шайб и сделал 110 голевых пасов. Примечательно, что со своим ростом 1 метр 75 см и весом 73 кг является одним из самых миниатюрных левых форвардов в НХЛ.
Конечно, это известие из Канады сразу вызывает воспоминание о подвигах Шаварша Карапетяна. Тогда, в далеком 1976 году задача у армянского мастера подводного плавания была посложнее. Ему приходилось нырять не в июльскую воду озера на юге Канады, а в 16 сентября, когда вода в Ереванском водохранилище на высоте 1000 метров над уровнем моря, не прогревается выше 10-12 градусов. Тем не менее, 23-летний пловец нырял 46 раз на глубину 10 метров и всякий раз вытаскивая из утонувшего троллейбуса по одному человеку и передавал на поверхности воды своему брату, и тот затаскивал их в лодку. 20 утопленников удалось вернуть к жизни. Сам Шаварш получил глубокие раны, разбивая окно троллейбуса, чтобы проникнуть внутрь, а от долгого пребываниях в холодной воде подхватил воспаление легких. В результате в тяжёлом состоянии попал в больницу, где лечился 45 дней, после чего его спортивная карьера пошла на спад, несмотря на интенсивные тренировки и попытки вернуться на высокий уровень результатов.
Знакомясь с биографиями таких людей, как Шаварш Владимирович, задаешься вопросом. То ли судьба находит их и предлагает им испытания? То ли смельчак оказывается в нужном месте в нужное время? Сам же герой в беседе с корреспондентом «Труд» высказал собственную версию. «Отважных людей, способных рисковать жизнь ради спасения даже незнакомых людей, не так уж мало. Вот несколько лет назад я поразился смелости 12-летнего уральца. Микроавтобус провалился под лёд, и этот мальчишка, толком не умея плавать, полез в ледяную воду спасать людей. И спас! В моем же случае пассажирам троллейбуса повезло в том, что рядом оказался не просто человек смелый, но и хорошо подготовленный к тому, чтобы много раз нырять на большую глубину и надолго задерживать дыхание. Я на тот момент был многократным рекордсменом мира по подводному плаванию».
Здесь можно возразить Карапетяну. Ведь в его же биографии было ещё два случая, когда его героизм и самоотверженность спасали множество людей. Первый раз за два года до происшествия на водохранилище он ехал на автобусе. Мотор забарахлил, водитель вышел из кабины, но автобус сорвало с ручного тормоза, он покатился к обрыву. Шаварш локтём разбил стекло между кабиной и салоном и успел вырулить в сторону горы. В другой раз, через 14 лет, Карапетян находился в эпицентре возгорания в торговом центре. Он оказался решительнее и проворнее профессиональных пожарных, сумел «укротить» вырвавшийся из их рук шланг и направить мощную струю в огонь. Получил тяжёлые ожоги, но спас множество жизней.
Из числа других известных атлетов, кого за пределами спортивных арен судьба многократно испытывала на отвагу, в первую очередь хочется назвать динамовского полузащитника Владимира Савдунина, с которым корреспонденту «Труда» неоднократно доводилось беседовать по душам. В Великую Отечественную футболист не стал пользоваться бронью. Наоборот, в 17 лет приписал себе пару годков, чтобы попасть на фронт, причем, в полевую разведку. Через несколько месяцев ползал через нейтральную полосу и приводил из вражеских окопов «языков», то есть, немецких офицеров, которые могли дать ценные сведения. Однажды после кровопролитного боя танк, на котором ехал Савдунин, провалился под лёд. 18-летний боец в темноте, при сильном течении реки сумел нырнуть, открыть люк и вытащить потерявшего сознание командира экипажа, с которым был едва знаком. Спустя 10 лет в перерыве матча в Ленинграде в раздевалку ворвался офицер: «Я прочитал в афише в составе динамовцев «Владимир Савдунин». Неужто мой спаситель?!» Потом Владимир Григорьевич и спасенный им танкист на протяжении 30 лет дружили семьями и ездили друг к другу в гости.
Савдунин (в центре) и спасенный им из-подо льда танкист капитан Егоров (слева), который потом дослужился до полковника/ Фото из архива Владимира Савдунина
А уже когда Савдунин много лет спустя работал дипкурьером, однажды на взлёте неожиданно открылась дверь самолёта, и воздушным потоком в проём стало уносить стюардессу. Савдунин сидел не на самом ближнем к ней месте, но он единственным успел ухватить девушку и спасти от падения с большой высоты. Тем не менее, он совершенно искренне не считал себя абсолютно хладнокровным и отважным.
«В иные разы самообладание меня выручало, в другие я не смог его проявить. — признавался Савдунин «Труду». — Я был в «Динамо» штатным пенальтистом. И вот пытаюсь ставить мяч на точку, а на месте 11-метровой отметки ямка. Я поставил левее, но судья меня поправил. Поставил правее — судья опять не разрешил бить. Я поставил в ямку, пробил по верху мяча. Мяч неуклюже покатился и стал лёгкой добычей вратаря. Я уже потом задним числом сообразил: надо было вырвать из газона пучок травы и поставить мяч на него. Но когда орут многотысячные трибуны, а на тебе такая ответственность перед командой, далеко не каждый сможет хладнокровно принять нужное решение. Вот я не смог».
Всё-таки получается, что спорт — это действительно удел людей сильных и смелых. Просто не каждому выпадает в этом убедиться лично.