Главная Культура 00:08 29 Июля 2016 10651
А Тарковский все еще в изгнании

Почему в Москве до сих пор должным образом не увековечена память о великом кинорежиссере?

Леонид Павлючик

В эти дни исполняется 50 лет с момента окончания съемок гениального фильма Тарковского «Андрей Рублев». В следующем году мир отметит 85-летие великого кинорежиссера. Наверное, какие-то праздничные торжества пройдут и в селе Завражье, где в 1932 году родился Тарковский и где есть посвященный ему небольшой музей. Наверняка его вспомнят в 20-тысячном городке Юрьевец на Волге, где в годы войны с матерью и сестрой жил маленький Андрей. А чем ответит на юбилей выдающегося мастера Москва? Как это ни покажется странным и даже диким, но в столице нет ни улицы, ни музея его имени.

А ведь Андрей Тарковский был москвичом не только по месту проживания, но и по своему образованию, воспитанию, духу. Здесь он учился в школе № 554 в одном классе с Андреем Вознесенским. В Москве вместе с Василием Шукшиным и еще дюжиной талантов он закончил мастерскую выдающегося режиссера и педагога Михаила Ромма во ВГИКе. Наконец, на «Мосфильме» он снял главные свои картины: дипломную работу «Каток и скрипка», а также свои общепризнанные шедевры — «Иваново детство», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер»...

И все эти годы — вплоть до окончания съемок уже упоминавшегося фильма «Андрей Рублев» — Тарковский жил с матерью и ныне здравствующей младшей сестрой Мариной по адресу: 1-й Щипковский переулок, дом 26. Перед отъездом в Италию в 1982 году на съемки фильма со знаковым названием «Ностальгия» Андрей сфотографируется на фоне старенького, ХIХ века постройки (каменный низ, деревянный верх) двухэтажного дома, в стенах которого прошли почти 30 лет его жизни. Чем, казалось бы, не мес-то для музея, посвященного его жизни и творчеству? Но сегодня на этом месте пустырь.

Между тем решение о создании музея Андрея Тарковского в Щипковском переулке было принято Союзом кинематографистов СССР еще в 1988 году, вскоре после скоропостижной смерти режиссера. Он скончался, напомню, в Париже, находясь в вынужденной эмиграции, и похоронен на «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Дом в Щипках по решению советских властей успели расселить, началась подготовка к капитальному ремонту (здание к тому времени сильно обветшало), но тут в стране грянула ломка сложившегося социального уклада: Дом еще пережил лихие 90-е, но в 2004 году у него провалилась крыша. Многострадальное здание снесли, пообещав в скором времени воссоздать его с нуля. Выкопали котлован под фундамент — на том все и закончилось.

В 2007-м, когда отмечалось 75-летие Андрея Тарковского, была сделана еще одна попытка создать музей, посвященный всемирно известному режиссеру и его отцу, выдающемуся русскому поэту Арсению Тарковскому. Столпы нашей культуры — среди них Юрий Любимов, Глеб Панфилов, Инна Чурикова, Эльдар Рязанов, Алла Демидова, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина — обратились с письмом к властям. Тогдашний московский градоначальник Юрий Лужков подписал постановление о создании культурного центра «Дом Тарковских», которое с тех пор никто не отменял. Но и выполнять никто не торопится.

Почти год назад промелькнуло сообщение, что московские власти вроде бы согласовали проект воссоздания дома в Щипковском переулке под культурный центр имени Тарковского — с кинозалом на 78 мест, музейным отделом, фондохранилищем, медиатекой, мемориальной квартирой Тарковских. Была названа смета строительства — примерно 280 млн рублей. Но с тех пор человека с бульдозером или хотя бы с лопатой никто на огороженном пустыре не видел. Это тем более удивительно, что Москва сегодня перекопана буквально вдоль и поперек, ломаются и возводятся сотни объектов городской инфраструктуры, и только до пустыря в Щипковском переулке руки ни у кого не доходят.

Эту ситуацию по-прежнему остро переживает кинематографическое сообщество. Недавно письмо на имя мэра Москвы с просьбой взять ситуацию под личный контроль написал председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. А на днях в Электротеатре «Станиславский» в рамках проекта «Предвидение» состоялся круг-лый стол, посвященный давно назревшей и, увы, перезревшей проблеме. В нем приняли участие актриса и режиссер, первая жена Тарковского Ирма Рауш, кинорежиссер Андрей Звягинцев, которого на Западе называют наследником Тарковского, директор Государственного музея кино Лариса Солоницына, художник Нелли Фомина, работавшая с Тарковским над фильмами «Зеркало», «Солярис», «Сталкер», наконец, продюсер и киновед, директор фонда «Два Андрея», «мотор» этой акции Вячеслав Шмыров.

Выступающие с горечью говорили о том, что на руках у работавших с режиссером людей хранятся и, увы, без должного ухода ветшают сотни уникальных экспонатов, связанных с деятельностью Тарковского. Но их некуда и некому передать: музея, о котором говорят последние 28 лет, как не было, так и нет.

Эту ситуацию по-своему прокомментировал Андрей Звягинцев, который с группой энтузиастов недавно вернулся из поездки на остров Готланд в Швеции, где отмечалось 30-летие окончания съемок последнего фильма Тарковского «Жертвоприношение». В честь русского режиссера там была установлена памятная доска на трех языках и посажена аллея из молодых деревьев. Кинематографисты мира уверены: деревья приживутся, как прижились в самых разных странах и культурах сложные, наполненные духовным поиском фильмы Тарковского.

«В Швеции память о великом кинорежиссере увековечена, дело за Москвой, — подчеркнул в своем выступлении Андрей Звягинцев. — Как такое случилось, что в столице нет места, куда можно прийти и узнать о жизни и творчестве гения, которого породила эта земля? Почему не работает государство — говорим лишь о частных усилиях? Как можно не помнить тех, на ком стоит наше самосознание?»

Адресуем этот вопрос не только всем любителям кино, поклонникам Тарковского (а их в стране немало), но и чиновникам из мос-ковского правительства, Министерства культуры РФ, которым надлежит ответить на него и по долгу неравнодушных граждан, и по прямому служебному долгу.

А в это время

В Ереване 365 дней в году (и даже 1 января!) работает дом-музей выдающегося советского режиссера Сергея Параджанова. На сегодняшний день основателем и руководителем музея Завеном Саркисяном и его помощниками собрано более 1000 экспонатов — личных вещей, писем, киноафиш, эскизов декораций, рисунков, коллажей Сергея Иосифовича. За истекшие годы музей организовал порядка 80 выставок во всем мире, в том числе в Москве, Каннах, Киеве, Токио, Тбилиси, Риме, Тегеране, Пекине, Лондоне, Бостоне, Париже...

Вот уже 12 лет посетителями дома-музея Параджанова становятся сотни участников и гостей международного кинофестиваля «Золотой абрикос», который традиционно проходит в Ереване в июле. А самым именитым из них вручается «Параджановский талер» — точный серебряный слепок медальона, который Сергей Иосифович изготовил из кефирной крышки. Мировые знаменитости с удовольствием принимают эту награду.

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6205
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4810
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Что не так в очередной комедии, навевающей тоску и недоумение?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Химии на экране между героями не возникает. Но энд, разумеется, хеппи. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходят фильмы из конкурса «Русские премьеры» недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля. Вслед за мелодрамой «Мужу привет» Антона Маслова и фэнтези «Легенды наших...

Две леди и джентльмен, постоянно присутствующие на экранах Туманного Альбиона, вызвали гнев зрителей

Труд
Сюзанна Рид и Эд Боллз люто поругались в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания»

Так, телеведущие Сюзанна Рид и Эд Боллз вступили в яростную перепалку в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания» на ITV. Предметом спора стала проблема сбора мусора. А она — жгучая,...

Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат»

Сергей Беднов
Труд
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических...

Прошел слух, что студия «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Начало мая ознаменовалось обсуждением скандальной новости: московский офис студии «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается. Уже началось...

Худрук «Ленкома» Владимир Панков поставил «Курьера». И постановка не проигрывает культовому фильму

Анна Чепурнова
Труд
Актер Александр Фокин совсем не прхож на Федора Дунаевского, игравшего заглавную роль в фильме. Фото Е. Морозовой предоставлено Центром драматургии и режиссуры.

Владимир Панков, не так давно ставший худруком «Ленкома», выпустил в Центре драматургии и режиссуры премьеру «Курьер» по одноименной повести Карена Шахназарова. Режиссеру удалось невозможное: постановка...