В эти дни исполняется 50 лет с момента окончания съемок гениального фильма Тарковского «Андрей Рублев». В следующем году мир отметит 85-летие великого кинорежиссера. Наверное, какие-то праздничные торжества пройдут и в селе Завражье, где в 1932 году родился Тарковский и где есть посвященный ему небольшой музей. Наверняка его вспомнят в 20-тысячном городке Юрьевец на Волге, где в годы войны с матерью и сестрой жил маленький Андрей. А чем ответит на юбилей выдающегося мастера Москва? Как это ни покажется странным и даже диким, но в столице нет ни улицы, ни музея его имени.
А ведь Андрей Тарковский был москвичом не только по месту проживания, но и по своему образованию, воспитанию, духу. Здесь он учился в школе № 554 в одном классе с Андреем Вознесенским. В Москве вместе с Василием Шукшиным и еще дюжиной талантов он закончил мастерскую выдающегося режиссера и педагога Михаила Ромма во ВГИКе. Наконец, на «Мосфильме» он снял главные свои картины: дипломную работу «Каток и скрипка», а также свои общепризнанные шедевры — «Иваново детство», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер»...
И все эти годы — вплоть до окончания съемок уже упоминавшегося фильма «Андрей Рублев» — Тарковский жил с матерью и ныне здравствующей младшей сестрой Мариной по адресу: 1-й Щипковский переулок, дом 26. Перед отъездом в Италию в 1982 году на съемки фильма со знаковым названием «Ностальгия» Андрей сфотографируется на фоне старенького, ХIХ века постройки (каменный низ, деревянный верх) двухэтажного дома, в стенах которого прошли почти 30 лет его жизни. Чем, казалось бы, не мес-то для музея, посвященного его жизни и творчеству? Но сегодня на этом месте пустырь.
Между тем решение о создании музея Андрея Тарковского в Щипковском переулке было принято Союзом кинематографистов СССР еще в 1988 году, вскоре после скоропостижной смерти режиссера. Он скончался, напомню, в Париже, находясь в вынужденной эмиграции, и похоронен на «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Дом в Щипках по решению советских властей успели расселить, началась подготовка к капитальному ремонту (здание к тому времени сильно обветшало), но тут в стране грянула ломка сложившегося социального уклада: Дом еще пережил лихие 90-е, но в 2004 году у него провалилась крыша. Многострадальное здание снесли, пообещав в скором времени воссоздать его с нуля. Выкопали котлован под фундамент — на том все и закончилось.
В 2007-м, когда отмечалось 75-летие Андрея Тарковского, была сделана еще одна попытка создать музей, посвященный всемирно известному режиссеру и его отцу, выдающемуся русскому поэту Арсению Тарковскому. Столпы нашей культуры — среди них Юрий Любимов, Глеб Панфилов, Инна Чурикова, Эльдар Рязанов, Алла Демидова, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина — обратились с письмом к властям. Тогдашний московский градоначальник Юрий Лужков подписал постановление о создании культурного центра «Дом Тарковских», которое с тех пор никто не отменял. Но и выполнять никто не торопится.
Почти год назад промелькнуло сообщение, что московские власти вроде бы согласовали проект воссоздания дома в Щипковском переулке под культурный центр имени Тарковского — с кинозалом на 78 мест, музейным отделом, фондохранилищем, медиатекой, мемориальной квартирой Тарковских. Была названа смета строительства — примерно 280 млн рублей. Но с тех пор человека с бульдозером или хотя бы с лопатой никто на огороженном пустыре не видел. Это тем более удивительно, что Москва сегодня перекопана буквально вдоль и поперек, ломаются и возводятся сотни объектов городской инфраструктуры, и только до пустыря в Щипковском переулке руки ни у кого не доходят.
Эту ситуацию по-прежнему остро переживает кинематографическое сообщество. Недавно письмо на имя мэра Москвы с просьбой взять ситуацию под личный контроль написал председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. А на днях в Электротеатре «Станиславский» в рамках проекта «Предвидение» состоялся круг-лый стол, посвященный давно назревшей и, увы, перезревшей проблеме. В нем приняли участие актриса и режиссер, первая жена Тарковского Ирма Рауш, кинорежиссер Андрей Звягинцев, которого на Западе называют наследником Тарковского, директор Государственного музея кино Лариса Солоницына, художник Нелли Фомина, работавшая с Тарковским над фильмами «Зеркало», «Солярис», «Сталкер», наконец, продюсер и киновед, директор фонда «Два Андрея», «мотор» этой акции Вячеслав Шмыров.
Выступающие с горечью говорили о том, что на руках у работавших с режиссером людей хранятся и, увы, без должного ухода ветшают сотни уникальных экспонатов, связанных с деятельностью Тарковского. Но их некуда и некому передать: музея, о котором говорят последние 28 лет, как не было, так и нет.
Эту ситуацию по-своему прокомментировал Андрей Звягинцев, который с группой энтузиастов недавно вернулся из поездки на остров Готланд в Швеции, где отмечалось 30-летие окончания съемок последнего фильма Тарковского «Жертвоприношение». В честь русского режиссера там была установлена памятная доска на трех языках и посажена аллея из молодых деревьев. Кинематографисты мира уверены: деревья приживутся, как прижились в самых разных странах и культурах сложные, наполненные духовным поиском фильмы Тарковского.
«В Швеции память о великом кинорежиссере увековечена, дело за Москвой, — подчеркнул в своем выступлении Андрей Звягинцев. — Как такое случилось, что в столице нет места, куда можно прийти и узнать о жизни и творчестве гения, которого породила эта земля? Почему не работает государство — говорим лишь о частных усилиях? Как можно не помнить тех, на ком стоит наше самосознание?»
Адресуем этот вопрос не только всем любителям кино, поклонникам Тарковского (а их в стране немало), но и чиновникам из мос-ковского правительства, Министерства культуры РФ, которым надлежит ответить на него и по долгу неравнодушных граждан, и по прямому служебному долгу.
А в это время
В Ереване 365 дней в году (и даже 1 января!) работает дом-музей выдающегося советского режиссера Сергея Параджанова. На сегодняшний день основателем и руководителем музея Завеном Саркисяном и его помощниками собрано более 1000 экспонатов — личных вещей, писем, киноафиш, эскизов декораций, рисунков, коллажей Сергея Иосифовича. За истекшие годы музей организовал порядка 80 выставок во всем мире, в том числе в Москве, Каннах, Киеве, Токио, Тбилиси, Риме, Тегеране, Пекине, Лондоне, Бостоне, Париже...
Вот уже 12 лет посетителями дома-музея Параджанова становятся сотни участников и гостей международного кинофестиваля «Золотой абрикос», который традиционно проходит в Ереване в июле. А самым именитым из них вручается «Параджановский талер» — точный серебряный слепок медальона, который Сергей Иосифович изготовил из кефирной крышки. Мировые знаменитости с удовольствием принимают эту награду.