Этот полет шаттла - первый после катастрофы "Колумбии", произошедшей 1 февраля 2003-го во время посадки космического челнока, когда погибли 7 членов экипажа. Два с половиной года ушло на модернизацию американских кораблей, и нынешний рейс "Дискавери" должен был показать, что усовершенствованные шаттлы более безопасны, чем "Колумбия". Однако сперва запуск пришлось отложить, а затем, на первых же минутах после старта, видеокамеры зафиксировали, что от топливного бака и, может быть, от обшивки корабля отделились три фрагмента. А ведь в 2003-м именно отвалившийся на взлете кусок термоизоляции повредил обшивку "Колумбии", из-за чего корабль разрушился при входе в плотные слои атмосферы. Не нарушилась ли теплозащита "Дискавери" и на этот раз?
Вначале официальные лица, причастные к космической программе, пытались всячески затушевать драматизм ситуации. "Американские коллеги считают, что это был кусок бумаги, - каждое сопло двигателя перед стартом заклеивается бумагой, чтобы в него не попали посторонние предметы", - отметил в среду глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Заявление вызвало немалое удивление у специалистов, ибо бумага не могла сохраниться в течение двух минут полета при работающих двигателях... Руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев тоже успокаивал журналистов: "Это обычные частицы, которые отваливаются, и на них ранее, до гибели шаттла "Колумбия", никто не обращал внимания". Но в том-то и дело, что гибель "Колумбии" заставляет по-иному оценивать значение откалывающихся от бака фрагментов.
Однако вчера тон комментариев резко изменился. Старт "Дискавери" фиксировали 112 телевизионных и мобильных камер. В воздухе шаттл во время взлета сопровождали два специальных самолета, оснащенных телескопами и телекамерами высокой четкости. Уже на орбите экипаж "Дискавери" с помощью внешней камеры, установленной на длинной руке-манипуляторе, обследовал поверхность корабля. Данные передавались в американский центр управления. Когда в Москве была глубокая ночь, стало известно: оторвавшийся от внешнего топливного бака кусок теплоизоляции имел 60-80 сантиметров в длину, 25-35 сантиметров в ширину и был толщиной 5-20 сантиметров. Вот вам и кусок бумаги... И хотя теплоизоляционный "снаряд" не задел корабль, опасность подобных инцидентов, по мнению специалистов НАСА, делает невозможным дальнейшую эксплуатацию шаттлов до тех пор, пока не будут приняты меры, исключающие отрыв фрагментов от бака или корабля.
Руководитель программы "Спейс-шаттл" Билл Парсонс заявил, что НАСА на неопределенный срок отменило все намечавшиеся полеты космических кораблей многоразового использования. "Мы думали, что сумели решить проблему безопасности шаттла, но мы ошиблись, - вынужден был признать Парсонс. - Мы не сможем летать, пока не будет устранена опасность. Я не знаю, когда это может произойти".
Экипажу "Дискавери" сообщили о результатах изучения снимков и о принятом НАСА решении. "Астронавты серьезно обеспокоены этим происшествием, - передает Евроньюс. - Возвращение шаттла на землю должно состояться через 9 дней. За это время астронавтам и специалистам НАСА необходимо точно установить, не угрожает ли экипажу смертельная опасность при посадке".
Между прочим, камеры зафиксировали также отрыв от самого "Дискавери" теплозащитной плитки размером примерно 4 сантиметра. По оценкам специалистов, плитка была сорвана с того места, где дверца закрывает отсек носового шасси шаттла. При возвращении именно эта часть корпуса подвергается наибольшему разогреву.
Визуальный контроль обшивки корабля провели вчера и нынешние хозяева Международной космической станции Сергей Крикалев и Джон Филлипс. Они наблюдали, как "Дискавери" подлетает к станции. Корабль, уверенно управляемый первой женщиной-командиром шаттла Эйлин Коллинз, выполнил маневр ("кувырок носом вперед") и медленно проплыл днищем вверх на расстоянии 180 метров от МКС. Через иллюминаторы Крикалев и Филлипс сделали десятки снимков цифровыми камерами с объективами 400 и 800 миллиметров.
Однако этим не ограничится контроль. Во время предстоящего выхода в открытый космос астронавты внимательно обследуют обшивку корабля. Если обнаружат небольшие повреждения, то произведут ремонт непосредственно в космосе (жаропрочные плитки и клей на борту имеются). Если же разрушения будут большими, придется ждать прилета другого челнока - "Атлантиса", который сможет причалить к МКС самое раннее в третьей декаде августа. Однако специалисты уже задаются вопросом: что будет, если и на поверхность "Атлантиса" обрушится оторвавшаяся плитка?
Как бы то ни было, рейс "Дискавери" не оправдал ожиданий. Решение НАСА о замораживании полетов шаттлов на неопределенное время подрывает не только престиж США в этой сфере, но и по сути ставит крест на первоначальной программе МКС. Ибо теперь невозможно осуществлять дальнейшее строительство станции. Между тем уже ждут отправки в космос два готовых японских модуля и европейский "Колумбус". Энергетический модуль изготавливается в России. Только шаттлы могут доставить их на орбиту. Не превратятся ли они теперь в груду ненужного металла?
Но все же сейчас самое главное - судьба экипажа "Дискавери". Пока решение о возвращении многоразового корабля на Землю не принято. В любом случае специалисты НАСА призваны сделать все возможное, чтобы свести риск при возвращении астронавтов на Землю к минимуму.
Британский миллиардер и владелец авиакомпании "Вирджин Атлантик" Ричард Бренсон объявил о создании компании, которая будет заниматься частными полетами в космос. Первые полеты намечены на 2008 год, стартовая цена такого путешествия составит 200 тысяч долларов. Компания названа "Вирджин гэлэктик" и ее совладельцем является американец Берт Рутан. Он создал аппарат для космических полетов "СпейсшипУан", который в прошлом году дважды в течение двух недель совершил суборбитальный полет. За это он получил приз 10 миллионов долларов, обещанный тому, кто совершит первый частный полет в космос.