- Планируется, что на будущий год доходы города от аренды помещений в Москве возрастут вдвое и составят 12,2 миллиарда рублей. Это, с одной стороны, радует - ведь деньги пойдут прежде всего на социальную сферу. Но не отразится ли рост арендной платы на ценах? Ведь в конечном итоге затраты предпринимателей на аренду оплачивает покупатель.
- Не думаю, что покупатель пострадает. Доходы наши вырастут в первую очередь не за счет роста арендной платы, а благодаря увеличению площадей, которые город будет сдавать. Скажем, в ближайшие годы создадим дополнительно шесть миллионов квадратных метров помещений для занятий малым бизнесом. Хотел бы подчеркнуть: доходы бюджета пропорциональны тому, насколько рационально используется имущество. Например, в прошлом году за использование земли и арендные платежи Москва получила больше, чем вся остальная Россия, вместе взятая, - за аренду своего имущества. Хотя у столицы же имущества не больше, чем у всей страны, правда? Значит, причина именно в том, что в Москве уже сложилась эффективная, достаточно современная система управления. А к концу нынешнего года мы представим своему правительству еще более совершенную модель управления имуществом.
Что же касается арендной платы за столичную собственность, то она намного ниже рыночных цен. Судите сами. Минимальная ставка арендной платы у нас составляет 16 условных единиц за квадратный метр. Это в десятки раз ниже рыночной цены, превышающей 300 долларов. Но вот всем ли на пользу такая дешевизна? Ведь в результате нередко выстраивается следующая схема: предприниматель арендует у города площади по льготным ценам, а затем... просто сдает их в субаренду другому предпринимателю, в несколько раз дороже. И эти деньги уже не достанутся ни городу, ни врачам, ни учителям, ни детям. Да и самому предпринимательству, если вдуматься, это тоже не на пользу, поскольку тормозит его развитие: зачем создавать свое дело, когда можно наживаться, просто сдавая площади в субаренду? Поэтому цены за арендную плату должны постепенно приближаться к разумным рыночным.
- Облик города меняется непрерывно, ежегодно строятся сотни новых объектов. Какие из последних строек вы считаете самой удачной и самой неудачной?
- Строить в Москве выгодно. Все, что создается (будь то жилье, торговые или культурные комплексы), быстро окупается, позволяет, как правило, обеспечить двукратное-трехкратное возвращение денег. Тем не менее сравнительно неудачные проекты есть. Например, жилой комплекс на пересечении Рублевского и Минского шоссе. Желающих приобрести жилье на стыке двух шумных, постоянно загруженных дорог оказалось не очень много. За два с половиной года продано чуть больше половины квартир, а поскольку под строительство брали заем, то чем дольше его отдаешь, тем дороже он обходится...
А вот одна из удачных строек - Дом музыки на Краснохолмской набережной. У многих вызывало недоумение: как можно на месте свалки и промзон создать что-то путное? Но вывели оттуда предприятия, рекультивировали почву - и сейчас это одно из лучших мест в Москве. Дом музыки будет сдан к концу года, там уже запланированы первые концерты. В нем спланированы три зала (на 1800, 900 и 400 мест) с прекрасной акустикой - над этим работали лучшие специалисты. Давно уже пора поставить на ремонт Большой зал Консерватории - но ему до сих пор не было равноценной замены по акустическим свойствам. Теперь большой зал Дома музыки сможет его "отпустить" на реставрацию и принять программу Консерватории...
- На контрасте с Домом музыки гнетущее впечатление производит недостроенный, заброшенный Царев Сад.
- Это был интересный и выгодный проект. Но случилось так, что строительство завершено лишь на 60 процентов и брошено. А раз вовремя не закончили стройку, не вернули кредиты - стали расти долги. Я думаю, что в ближайшее время кредитор, которым является Сбербанк, за долги получит этот комплекс в собственность. Мы произвели расчеты: если его достроить, все затраты вскоре окупятся.
- Были предложения, чтобы Москва взяла этот недострой себе, но город отказался. Почему, если это выгодно?
- Мы отказались также и от некоторых других выгодных строек, например от строительства автодрома для "Формулы-1". Но "Формула" в Москве все же пройдет, и высока вероятность того, что этап чемпионата мира столица примет уже в 2004 году. Но строиться автодром будет не на средства Москвы, а с привлечением инвесторов.
Город отказался от финансирования указанных проектов потому, что пришло время сосредоточиться на строительстве социального жилья, бросить силы на обеспечение квартирами очередников, молодых семей, военнослужащих. Необходимо закончить к 2010 году переселение из ветхих пятиэтажек (если до тех пор не успеть - они просто начнут рассыпаться). Сейчас все это важнее, и именно сюда город будет вкладывать свои средства.
Нас часто упрекали за то, что якобы приоритетным городские власти считали возведение коммерческого жилья. Это не так. Привлечение инвесторов было некоторое время единственным способом заработать деньги на строительство социального жилья. Вспомните: в 1991 - 1992 годах жилищное строительство переживало стагнацию. И вот тогда выручил рыночный подход: один метр коммерческого жилья позволял возвести два "социальных метра". Но со временем конъюнктура рынка изменилась: приходилось продавать уже два коммерческих метра, чтобы построить один социальный. Например, если нам сейчас требуется возвести полтора миллиона квадратных метров социального жилья - пришлось бы строить еще три с половиной миллиона коммерческого. А для этого нужно находить территории, проводить коммуникации, строить ТЭЦ... То есть ком проблем разрастается. Поэтому сегодня стало выгоднее решать проблему социального жилья не столько за счет инвесторов и коммерческого строительства, сколько за счет городского бюджета. А чтобы денег на это хватило, придется на некоторое время отказаться от расходования городских средств на ряд "суперпроектов".
- Может, и такого, как строительство так называемого "Керченского моста", который соединил бы Крым с Россией? В какой стадии эта стройка и почему у нее столько недоброжелателей?
- Мост будет обязательно. В настоящее время Москва приобрела паром океанского типа "Сахалин-6", он уже в Феодосии и вскоре выйдет в первый рейс паромной переправы "Новороссийск - Феодосия". Другой паром начнет курсировать по линии Порт Кавказ - Порт Крым. Вот эти две переправы на время и решат вопрос с "Керченским мостом" - связью России с Крымом.
А почему много недоброжелателей - вполне объяснимо. Проект ведь очень выгоден и с экономической, и с геополитической точек зрения. Владеть транспортной ситуацией на Черном море - вы представляете, что это такое? А ведь двумя паромами дело может не ограничиться: сейчас рассматриваются проекты паромного перехода Батуми - Новороссийск, с такой же просьбой к нам обратились Варна, Одесса. Нас просят рассмотреть возможность обслуживания линии Стамбул - Севастополь, так что перспективы огромные. И я не думаю, что какие-то недоброжелатели смогут нам помешать.
- Во время предыдущей встречи в редакции мы затронули тему Совета Федерации, которому тесно в нынешнем помещении. Парламентарии в те дни выражали желание переехать в здание правительства Москвы на Новом Арбате. Как решается этот вопрос?
- Как я уже говорил, для верхней палаты парламента бывшее здание СЭВ на Новом Арбате было бы неудобно. Этот памятник архитектуры шестидесятых годов морально устарел. Специальная комиссия с этим мнением согласилась. Отдано предпочтение другому предложению: в столице появится современный парламентский комплекс, в котором вырастут здания для Госдумы и Совета Федерации. Москва выделит для этого очень хороший участок земли. Но я не хотел бы называть конкретного адреса, пока не выйдет соответствующий указ президента о строительстве парламентского центра.
- Еще одна довольно болезненная тема. Что будет с некогда знаменитым, а нынче разоренным заводом "Москвич"?
- К сожалению, это зависит не только от городских властей, ведь предприятие находится в федеральной собственности. Завод можно спасти, если городу будет передан контрольный пакет акций. Проблема в долгах завода, которые тянутся еще с советских времен и превышают 600 миллионов долларов. Нам предлагают выплатить эти деньги из бюджета Москвы. Сегодня, увы, этот завод столько не стоит.
Мы пытаемся достигнуть компромисса, ведь "Москвич" нужен городу, так как может дать тысячи рабочих мест. С заводом связана и экология всего юго-запада Москвы, поскольку на нем находится канализационно-насосная станция, жизненно важные для города тепловые и кабельные сети, спортивный комплекс, дворец культуры. Все это должно работать.
К сожалению, есть силы, которые мешают прийти к компромиссному решению. Они заинтересованы в том, чтобы довести ситуацию до такой точки, когда все имущество предприятия пойдет с молотка за копейки. Государство от этого проиграет, а кто-то наполнит свой карман. Рискну предположить, что в перспективе Москве все-таки дадут возможность и право спасти завод. Но чем дольше продлится нынешняя неопределенность, тем труднее потом будет вытаскивать предприятие из ямы.
- Олег Михайлович, вы - ученый, доктор физики. В каком состоянии сегодняшняя отечественная наука и чем Москва может помочь научным учреждениям?
- Во второй половине прошлого века был создан огромный запас научной прочности. В те годы на любой вызов времени отечественная наука была готова найти ответ. Мощнейшая система научных кадров позволяла оперативно приступить к решению любой самой сложной и нестандартной задачи. Создан где-то космический корабль нового поколения или лекарство - мы возьмемся и сделаем еще лучше... Сегодня именно этот запас прочности позволяет до сих пор существовать нашей науке. Но, боюсь, уже не на каждый вызов времени она способна ответить...
Москва пытается помогать ученым. Исследовательским институтам даются городские заказы, существуют программы поддержки ряда научных отраслей. Проводятся конференции и выделяются городские стипендии ученым. Но сколько ни делай, лично у меня остается тяжелое ощущение: коренным образом мы положения не исправляем. Дело в том, что городу не по силам тянуть все многообразие даже самых жизненно необходимых научных отраслей. Это задача федерального уровня, федерального значения. Наука должна "патронироваться" первыми лицами государства. И мы верим, что так и будет.