Изготовителям товаров с зазывными надписями вроде «без консервантов», «без холестерина», «без ГМО», «без сахара» и иже с ними придется подтверждать такой «базар» лабораторными испытаниями и тестами. Здравая инициатива? Конечно. Однако она может обернуться очередной профанацией и повышением цен на продукты питания.
Реклама, как известно, — двигатель торговли. Требующий постоянной заправки, только не бензином, а всевозможными громкими словами и сравнениями — увы, чаще всего лукавыми. Так, самые заурядные из лежащих на магазинных полках продуктов получают на упаковке прекрасные характеристики, зачастую никак не пересекающиеся с реальностью. Да вы их видите каждый день, но уже не замечаете.
Вот, например: «на 100 процентов натуральные», «здоровые», «подходят для постного стола», «без глютена», «халяль» и «естественной сушки». О чем это? Речь идет, представьте себе, об упаковке банановых чипсов в шоколадной глазури. И попробуйте с этим поспорить. В отношении именно этого конкретного десерта все написанное, скорее всего, является правдой (хотя, как говаривал вождь, формально правильно, а по сути — издевательство).
Нет ничего противозаконного и в том, что производитель разместит на своем товаре информацию, что в нем отсутствуют ГМО и трансжиры, даже если их там не может быть по определению (например, в цельном молоке или кисломолочных продуктах). Таковы маленькие хитрости...
Однако все чаще у маркетологов совсем отказывает чувство меры, и они переходят грань между лукавством и откровенной ложью, заявляя на этикетке не соответствующую действительности информацию. С такой недобросовестностью и хочет побороться Роспотребнадзор. Если получится.
Представители пищевой промышленности такой перспективе, разумеется, не обрадовались. Во-первых, они и так перед началом массового производства того или иного товара проводят лабораторные тесты. Во-вторых, самые яркие маркетинговые перлы трудно подтвердить опытным путем. Ну как, к примеру, доказать, что лежащее в вакуумной упаковке мясо на «100 процентов натуральное»?
Еще интереснее ситуация с килокалориями, которые сегодня принято подсчитывать. Энергетическая ценность любого продукта является величиной приблизительной, поэтому фраза о «пониженном содержании калорий» чаще просто не имеет смысла. А на нее еще как клюет покупатель!
А представьте себя на месте мелких производителей пищевой промышленности. У тех элементарно нет лишних денег на оплату хлопот лаборантов. Соответственно, избежать штрафных санкций Рос-потребнадзора они смогут только в том случае, если уберут с упаковки все, за что мог бы зацепиться критический взгляд. И тем самым обезличат товар в глазах покупателей, что обязательно скажется на продажах.
Ну и еще одно соображение. По недоброй российской традиции все дополнительные издержки производителей в конечном счете будут переложены на плечи потребителей — точнее, на наши с вами кошельки. Стоимость всех без исключения исследований и тестов войдет в себестоимость продукции, что приведет к ее очередному удорожанию. А в сегодняшних социально-экономических условиях, когда во многих семьях считают каждый рубль, такая «забота» Роспотребнадзора едва ли вызовет добрые чувства и слова потребителя...