В СМИ просочились подробности необычного проекта. Сначала туриста на корабле "Союз ТМА" предполагается отправить на Международную космическую станцию, где он пробудет неделю. Затем ракета "Протон" выведет на орбиту разгонный блок ДМ-3. Следующий этап - стыковка этого блока с кораблем "Союз". После этого корабль перейдет на траекторию полета к Луне. Облетев ее, "Союз" вернется обратно, и спускаемый аппарат приземлится в заданном районе. Двухнедельное путешествие обойдется туристу в 100 миллионов долларов (при себестоимости - 90 миллионов).
На первый взгляд технически такая экспедиция вполне возможна. Наши "Зонды" (аналоги "Союзов") еще в 1968-1969 годах совершали облет Луны в автоматическом режиме. Да и стыковка на орбите - хорошо отработанная операция. Словом, по отдельности каждый этап технически вроде бы освоен. Но это отнюдь не означает, что мы уже готовы к полномасштабному пилотируемому облету ночного светила.
- Перед таким полетом необходимо осуществить как минимум два (а лучше три) беспилотных рейса, потом пару пилотируемых, которые должны пройти без замечаний, - говорит один из опытнейших специалистов отрасли, просивший не называть его фамилию. - Напомню: в конце 60-х из 13 попыток только пять закончились облетом Луны. Из этих пяти лишь один полет (четвертый) прошел относительно нормально. Как видим, риск слишком велик.
Недостаточно отработан и разгонный блок ДМ-3. Именно из-за неисправности этого модуля в 1996-м рухнула в Тихий океан межпланетная станция "Марс" стоимостью 300 миллионов долларов. В декабре 1997-го на нерасчетную орбиту был выведен гонконгский спутник AsiaSat-3. В 2002-м на запланированную орбиту не попал крупнейший в мире европейский телекоммуникационный спутник "Астра-1К". Ряд зарубежных компаний тогда всерьез рассматривали возможность отказа от контрактов, если на ракетах будет блок ДМ-3. И теперь этот модуль предлагается для полета на Луну?
По мнению моего собеседника, риски каждого этапа будут суммироваться. Один из сложных, ответственных моментов - попадание корабля в узкий коридор при возвращении на Землю. Иными словами, сначала трассу должны освоить автоматы, затем профессионалы. Потребуется время - самое малое 5 лет. И это обойдется как минимум в полмиллиарда долларов (если все пойдет без сучка и задоринки). Только пройдя столь непростой путь, можно отправлять к Луне туристов. Не идти же на авантюру... Но вот вопрос: зачем тратить огромные деньги, заниматься в течение многих лет проектом, который, по сути, возвращает нас в 60-е годы прошлого века? Кроме того, найдется ли хотя бы пяток туристов, которые будут готовы рискнуть жизнью и выложить немалую сумму? Чтобы избежать убытков, билет на Луну должен в этом варианте стоить, очевидно, до 200 миллионов долларов...
"В любом случае посылать туристов по сложной космической трассе, которая не освоена космонавтами, преступно, - сказал в заключение мой собеседник. - Впрочем, ни одна организация и не подпишет такой проект (а без соответствующих виз реализация полета невозможна). Я думаю, это просто хорошо организованная PR-акция, которую решил осуществить новый президент РКК "Энергия" Николай Севастьянов". Жаль, что руководитель корпорации начинает свою деятельность с подобной, на мой взгляд, "пустышки", которая очень быстро лопнет, как воздушный шарик. Наша космонавтика никогда не грешила пустозвонством. Хорошо, чтобы так было и впредь.