Главная Культура 08:00 27 Мая 2016 4691
Кино, которое мы потеряли

Вчера в Москве завершился фестиваль польских фильмов «Висла»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда», член жюри фестиваля

Залы кинотеатра «Пять звезд на Павелецкой» были переполнены всю неделю, благо вход на фильмы был свободный. Но дело, думается, не только в бесплатных билетах...

К девятому фестивалю в Москве появились любители и даже тонкие ценители польского кино, которое всегда занимало особое место в нашей жизни. Моему поколению не надо было объяснять смысл понятий «польская школа» или «кино морального беспокойства». Мы росли, учились думать и чувствовать не только на отечественных фильмах, но и на картинах Вайды, Занусси, Кавалеровича, Жулавского, Кесьлевского...

Так было вплоть до 1991 года, потом традиция прервалась. После слома эпох польское кино на четверть века исчезло с наших экранов, а российские фильмы перестали быть желанными в Польше. И лишь в 2008 году польским энтузиастам русской культуры — Петру Скульскому и его очаровательной жене Малгожате Шляговской — удалось сломать сложившиеся стереотипы и провести в Варшаве фестиваль российского кино «Спутник», который неожиданно произвел в Польше настоящий фурор. А фестиваль «Висла», в свою очередь, вернул польское кино на российские экраны.

Малгожата вспоминает: на первый смотр польского кино в Москве привезли всего 17 картин. На нынешней, девятой по счету «Висле», было показано уже порядка 80 лент, в том числе документальных, анимационных. Достаточно представительный срез современного польского кино, которое в последнее десятилетие переживает настоящий взлет — и в коммерческом, и в творческом плане.

Особенно удачными для поляков были два последних года. В 2014-м в десятке самых кассовых картин ровно половину заняли польские фильмы. Нам бы такую статистику! А в 2015 году Польша не только получила «Серебряного медведя» за режиссуру на Берлинале (фильм «Тело» Малгожаты Шумовской), но и Павел Павликовский завоевал «Оскар» за фильм «Ида», обойдя на вираже нашего Андрея Звягинцева с «Левиафаном». Так что интерес, который проявляют россияне к польскому кино, сегодня вполне объясним.

Чем берет польское кино в плен своих зрителей и фестивальных знатоков? Нет, не фильмами-катастрофами, не наивными попытками догнать и перегнать Голливуд. Бюджеты польских фильмов по сравнению с российскими скромны. В нынешней программе самым дорогостоящим оказался фильм «Испанка», повествующий о Великопольском восстании в Познани в 1918 году. В нем принимало участие более полутора тысяч артистов и статистов, для фильма были пошиты сотни костюмов — и все это удовольствие обошлось в 5,5 млн евро. Смешная, право, сумма на фоне иных наших блокбастеров, почти никогда не окупающихся в прокате...

Чаще всего польские кинематографисты снимают недорогое, камерное, разнообразное по жанрам кино. Вот и в нынешней программе нашлось место и классическому детективу («Доля правды»), и изысканной черно-белой философской притче («Демон»), и военной драме («Летнее солнцестояние»), и триллеру («Анатомия зла»), и все они укладываются в скромные бюджеты, что, впрочем, не делает их бедными по изображению. Поляки берут прекрасными актерскими работами, тонкой проработкой характеров и неизменно узнаваемыми реалиями жизни. Лучше всего у них сегодня получаются простые человеческие истории.

Героями польских фильмов чаще всего становятся не исторические знаменитости, не борцы и хоккеисты, а самые обычные люди. Врачи, учителя, таксисты, пенсионеры, священники, гастарбайтеры, фермеры. Поляки узнают на экране себя, свои проблемы, свою жизнь — и поэтому идут в кино. Кинотеатры в Польше — отнюдь не прибежище для инфантильных тинейджеров, в них ходят и взрослые люди. И польское кино разговаривает с ними по-взрослому.

Красота и драматизм каждодневной, обыденной жизни — это определило сквозной сюжет нынешнего фестиваля. Не случайно наше жюри кинокритики, которое оценивало конкурсную программу из 11 фильмов, выделило для обсуждения круг фильмов, которые в той или иной степени анализируют проблемы сегодняшнего дня или совсем недавнего прошлого. Мы рассматривали в качестве претендентов на приз «Слон» и пронзительную картину «Отголоски», рассказывающую о подростке, вернувшемся домой из специнтерната и столкнувшемся с холодным отчуждением семьи, школы. И феминистскую драму «Соединенные штаты любви», посвященную судьбам четырех женщин, пытающихся кардинальным образом изменить свою личную жизнь. И острую социальную драму «Чужое небо», поднимающую проблемы бесправия польских гастарбайтеров в богатых европейских странах, и ряд других картин. Но в итоге победила очаровательная трагикомедия «Мои дочери — коровы», которую по своему сценарию поставила Кинга Дембска.

Победитель 9-го фестиваля «Висла», режиссер фильма «Мои дочери коровы» Кинга Дембска. Фото автора

В центре сюжета две сестры в возрасте 40+. Одна волевая, жесткая, напористая, состоявшаяся в жизни, но так и не вышедшая замуж. Другая — безвольная, издерганная детьми и хронически безработным мужем школьная училка, то и дело прикладывающаяся к бутылке. Они не очень ладят между собой, но тут в больницу со смертельным недугом попадет их мать, а затем обнаруживается рак у отца. Родители ложатся в одну больницу, и сестры, забыв обиды, начинают заранее проигранное сражение за их жизни...

Фильм вроде бы посвящен тяжелым жизненным коллизиям, но это не «поминальная молитва», а живое, местами печальное, подчас смешное и неизменно сердечное размышление режиссера на темы жизни и смерти, прощания и прощения, чем-то напоминающее горькие и светлые трагикомедии Георгия Данелия, в частности его шедевр «Не горюй». Кино такой узнаваемой жизненной правды и плотности, такой пронзительности и обескураживающей простоты, такой человеческой искренности мы давно у себя не видели. Это кино, которое мы, кажется, давно и безнадежно потеряли. Хорошо, что иногда его можно увидеть на фестивале польского кино «Висла».

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6200
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4802
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Что не так в очередной комедии, навевающей тоску и недоумение?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Химии на экране между героями не возникает. Но энд, разумеется, хеппи. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходят фильмы из конкурса «Русские премьеры» недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля. Вслед за мелодрамой «Мужу привет» Антона Маслова и фэнтези «Легенды наших...

Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат»

Сергей Беднов
Труд
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических...

Две леди и джентльмен, постоянно присутствующие на экранах Туманного Альбиона, вызвали гнев зрителей

Труд
Сюзанна Рид и Эд Боллз люто поругались в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания»

Так, телеведущие Сюзанна Рид и Эд Боллз вступили в яростную перепалку в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания» на ITV. Предметом спора стала проблема сбора мусора. А она — жгучая,...

Прошел слух, что студия «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Начало мая ознаменовалось обсуждением скандальной новости: московский офис студии «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается. Уже началось...

Худрук «Ленкома» Владимир Панков поставил «Курьера». И постановка не проигрывает культовому фильму

Анна Чепурнова
Труд
Актер Александр Фокин совсем не прхож на Федора Дунаевского, игравшего заглавную роль в фильме. Фото Е. Морозовой предоставлено Центром драматургии и режиссуры.

Владимир Панков, не так давно ставший худруком «Ленкома», выпустил в Центре драматургии и режиссуры премьеру «Курьер» по одноименной повести Карена Шахназарова. Режиссеру удалось невозможное: постановка...