Главная Культура 08:00 27 Мая 2016 4618
Кино, которое мы потеряли

Вчера в Москве завершился фестиваль польских фильмов «Висла»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда», член жюри фестиваля

Залы кинотеатра «Пять звезд на Павелецкой» были переполнены всю неделю, благо вход на фильмы был свободный. Но дело, думается, не только в бесплатных билетах...

К девятому фестивалю в Москве появились любители и даже тонкие ценители польского кино, которое всегда занимало особое место в нашей жизни. Моему поколению не надо было объяснять смысл понятий «польская школа» или «кино морального беспокойства». Мы росли, учились думать и чувствовать не только на отечественных фильмах, но и на картинах Вайды, Занусси, Кавалеровича, Жулавского, Кесьлевского...

Так было вплоть до 1991 года, потом традиция прервалась. После слома эпох польское кино на четверть века исчезло с наших экранов, а российские фильмы перестали быть желанными в Польше. И лишь в 2008 году польским энтузиастам русской культуры — Петру Скульскому и его очаровательной жене Малгожате Шляговской — удалось сломать сложившиеся стереотипы и провести в Варшаве фестиваль российского кино «Спутник», который неожиданно произвел в Польше настоящий фурор. А фестиваль «Висла», в свою очередь, вернул польское кино на российские экраны.

Малгожата вспоминает: на первый смотр польского кино в Москве привезли всего 17 картин. На нынешней, девятой по счету «Висле», было показано уже порядка 80 лент, в том числе документальных, анимационных. Достаточно представительный срез современного польского кино, которое в последнее десятилетие переживает настоящий взлет — и в коммерческом, и в творческом плане.

Особенно удачными для поляков были два последних года. В 2014-м в десятке самых кассовых картин ровно половину заняли польские фильмы. Нам бы такую статистику! А в 2015 году Польша не только получила «Серебряного медведя» за режиссуру на Берлинале (фильм «Тело» Малгожаты Шумовской), но и Павел Павликовский завоевал «Оскар» за фильм «Ида», обойдя на вираже нашего Андрея Звягинцева с «Левиафаном». Так что интерес, который проявляют россияне к польскому кино, сегодня вполне объясним.

Чем берет польское кино в плен своих зрителей и фестивальных знатоков? Нет, не фильмами-катастрофами, не наивными попытками догнать и перегнать Голливуд. Бюджеты польских фильмов по сравнению с российскими скромны. В нынешней программе самым дорогостоящим оказался фильм «Испанка», повествующий о Великопольском восстании в Познани в 1918 году. В нем принимало участие более полутора тысяч артистов и статистов, для фильма были пошиты сотни костюмов — и все это удовольствие обошлось в 5,5 млн евро. Смешная, право, сумма на фоне иных наших блокбастеров, почти никогда не окупающихся в прокате...

Чаще всего польские кинематографисты снимают недорогое, камерное, разнообразное по жанрам кино. Вот и в нынешней программе нашлось место и классическому детективу («Доля правды»), и изысканной черно-белой философской притче («Демон»), и военной драме («Летнее солнцестояние»), и триллеру («Анатомия зла»), и все они укладываются в скромные бюджеты, что, впрочем, не делает их бедными по изображению. Поляки берут прекрасными актерскими работами, тонкой проработкой характеров и неизменно узнаваемыми реалиями жизни. Лучше всего у них сегодня получаются простые человеческие истории.

Героями польских фильмов чаще всего становятся не исторические знаменитости, не борцы и хоккеисты, а самые обычные люди. Врачи, учителя, таксисты, пенсионеры, священники, гастарбайтеры, фермеры. Поляки узнают на экране себя, свои проблемы, свою жизнь — и поэтому идут в кино. Кинотеатры в Польше — отнюдь не прибежище для инфантильных тинейджеров, в них ходят и взрослые люди. И польское кино разговаривает с ними по-взрослому.

Красота и драматизм каждодневной, обыденной жизни — это определило сквозной сюжет нынешнего фестиваля. Не случайно наше жюри кинокритики, которое оценивало конкурсную программу из 11 фильмов, выделило для обсуждения круг фильмов, которые в той или иной степени анализируют проблемы сегодняшнего дня или совсем недавнего прошлого. Мы рассматривали в качестве претендентов на приз «Слон» и пронзительную картину «Отголоски», рассказывающую о подростке, вернувшемся домой из специнтерната и столкнувшемся с холодным отчуждением семьи, школы. И феминистскую драму «Соединенные штаты любви», посвященную судьбам четырех женщин, пытающихся кардинальным образом изменить свою личную жизнь. И острую социальную драму «Чужое небо», поднимающую проблемы бесправия польских гастарбайтеров в богатых европейских странах, и ряд других картин. Но в итоге победила очаровательная трагикомедия «Мои дочери — коровы», которую по своему сценарию поставила Кинга Дембска.

Победитель 9-го фестиваля «Висла», режиссер фильма «Мои дочери коровы» Кинга Дембска. Фото автора

В центре сюжета две сестры в возрасте 40+. Одна волевая, жесткая, напористая, состоявшаяся в жизни, но так и не вышедшая замуж. Другая — безвольная, издерганная детьми и хронически безработным мужем школьная училка, то и дело прикладывающаяся к бутылке. Они не очень ладят между собой, но тут в больницу со смертельным недугом попадет их мать, а затем обнаруживается рак у отца. Родители ложатся в одну больницу, и сестры, забыв обиды, начинают заранее проигранное сражение за их жизни...

Фильм вроде бы посвящен тяжелым жизненным коллизиям, но это не «поминальная молитва», а живое, местами печальное, подчас смешное и неизменно сердечное размышление режиссера на темы жизни и смерти, прощания и прощения, чем-то напоминающее горькие и светлые трагикомедии Георгия Данелия, в частности его шедевр «Не горюй». Кино такой узнаваемой жизненной правды и плотности, такой пронзительности и обескураживающей простоты, такой человеческой искренности мы давно у себя не видели. Это кино, которое мы, кажется, давно и безнадежно потеряли. Хорошо, что иногда его можно увидеть на фестивале польского кино «Висла».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?