Взбаламутив страну провальной реформой льготного обеспечения лекарствами, Минздравсоцразвития готовит новые сомнительные, непроработанные новации в здравоохранении. Не в интересах россиян и предложенный министерством вариант новой потребительской корзины, по которой рассчитывается (с учетом также платежей и сборов) величина прожиточного минимума. А он, в свою очередь, является главным ориентиром при решении вопроса о социальной помощи малоимущим. То есть наполнение этой "корзины" имеет очень большое значение для десятков миллионов россиян.
По закону она пересматривается не реже одного раза в пять лет. Предельный срок истек в конце прошлого года. И сначала разработчики предложили повысить стоимость новой "корзины" на 10 процентов. Не много, но все же шажок вперед. Однако, как мне рассказали, Минфин выступил категорически против этого варианта: мол, очень большое увеличение стоимости корзины. Стали раз за разом уменьшать ее наполнение. Теперь она дороже старой всего на 4 процента. Но дело даже не в этих процентах. Новшество, если оно будет принято в предложенном виде, не улучшит, а существенно ущемит интересы граждан. Потому что промтовары и услуги, по замыслу Минздравсоцразвития, надо считать теперь не в абсолютных (натуральных) показателях, а в процентном отношении к продовольствию. Ясно: жилищно-коммунальные платежи будут расти, установленные в первый год пропорции быстро устареют. И в последующие годы расчеты с использованием устаревших пропорций будут давать заниженную величину прожиточного минимума. Значит, меньше необходимого будут различные пособия, и в накладе, как всегда, окажутся жители страны. Благо на заседании трехсторонней комиссии профсоюзы не согласились на минздравовский вариант. Проект был отправлен на доработку.
Но многие специалисты отмечают, что не только в деталях, частностях, но и в целом порядок определения уровня бедности в России не соответствует практике развитых стран. "Если нашу потребительскую корзину наполнить по американской или европейской методикам, то численность бедных в России была бы не 25,5 миллиона, как официально считалось в прошлом году, а 38,7 миллиона человек", - говорит глава департамента стратегического развития компании ФБК, ведущей аналитические исследования в социально-экономической и других сферах, Игорь Николаев. Думается, г-ну Зурабову и чиновникам ведомства полезно познакомиться с цифрами.
Между прочим, в предлагаемой потребительской корзине нормы ряда продуктов даже меньше, чем в лагерном пайке немецких военнопленных в 1941 году. Это видно из таблицы, составленной на основе архивных документов (телеграмм Генерального штаба N 131 от 23.06.1941; NВ70/133 от 26.06.1941, а также ориентировки УПВИ НКВД СССР N25/6519 от 29.06.1941).
Выходит, работники НКВД, составлявшие в далекие годы паек для немецких военнопленных, были более щедрыми, чем нынешние чиновники? Остается только руками развести...
Конечно, мы понимаем разницу между лагерным пайком, означающим реальное потребление, и потребительской корзиной, которая представляет в некотором роде условную расчетную величину. Тем не менее публикуемая таблица ярко характеризует подход министерских чиновников к оценке уровня бедности в стране.
НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ В МЕСЯЦ В КОРЗИНЕ-2005 (ПРОЕКТ) И В ЛАГЕРНОМ ПАЙКЕ ДЛЯ НЕМЕЦКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В 1941 ГОДУ
Хлебопродукты Мясо и рыба Картофель Соль, чай, специи и пр.
На одного немецкого военнопленного в 1941 году
На одного гражданина России в проекте "корзины"-2005