"На работе проблемы, денег не хватает, а тут еще ребенок от рук отбился! Чуть что - злится, раздражается". На самом деле умение детей справляться с собственными эмоциями во многом зависит от реакций родителей.
Что такое агрессия? Это проявление гнева и неумение владеть своими чувствами. Они могут выражаться словесно или физически. Казалось бы, гнев - "плохая" эмоция. Это не так. Злость - нормальное чувство, как и все другие. Более того, оно позволяет нашему организму мобилизовать защитные силы. Справляться же с проявлениями гнева действительно нужно. Только надо не орать и не демонстрировать силу, не давить и не прятать эту эмоцию, а приручить ее, научиться выражать без вреда для себя и окружающих.
Назвать и обезвредить
Порой мамы думают, что призывают детей справляться со злостью, однако на самом деле учат прятать эмоции, уходить в сторону, не реагировать на ситуацию. Привычка подавлять гнев впоследствии сослужит плохую службу, ведь эмоция, загнанная внутрь, не растворится. Она ответит беспокойством и соматическими заболеваниями или выльется позже, но в искаженном виде. Гнев нужно осознать и выплеснуть. При этом чувство важно назвать по имени, чтобы ребенок постепенно учился понимать свои ощущения: "Ты злишься, я тебя понимаю. Я бы тоже разозлилась".
Условия перехода гнева в агрессию
Прежде всего это родительский пример: если взрослые орут, раздают подзатыльники, обрывают на полуслове ("отстань, не до тебя") или ругаются друг с другом - агрессивное поведение воспринимается детьми как норма. Также переходу гнева в агрессию способствуют любовь с условиями ("отличника буду любить, а двоечника - нет") и длительное несоответствие ожидаемого и получаемого ("жду маму, а она приходит злая и раздраженная; надеюсь, отец с уроками поможет, а он говорит "отстань").
Если родители путают своеволие своих отпрысков со свободолюбием, а хамство и капризы считают раскрепощенностью, то в результате ребенок привыкает добиваться своего с помощью неадекватного поведения. А иной раз агрессию вызывает излишняя опека и постоянные "нельзя" или агрессивное поведение окружающих. А при взаимодействии со сверстниками - позиция "я самый сильный и все могу".
Взрослые реакции
Блокируйте физические воздействия. Когда ребенок швыряет игрушки - это нормальный выход эмоций. Подобную истерику можно проигнорировать, но физическую агрессию по отношению к другому ребенку пропускать нельзя.
Если, допустим, брат бьет сестру, действуйте следующим образом. Крепко возьмите малыша за руку - такой "мышечный зажим" действует как своеобразный стоп-кран. Четко скажите: "Бить никого нельзя!" Или если, играя в песочнице, один из детей разломал построенную крепость, а другой в ответ лупит его лопаткой по голове, то возьмите ребенка в охапку со словами: "Я понимаю, ты злишься, но драться нельзя".
Физическая нагрузка и сотрудничество снимают эмоциональное напряжение. Предложите сыну или дочери побегать вместе ("беги со всей злости"), построить крепость еще больше ("насколько ты разозлился").
Если ребенок нападает на родителей, можно выйти из комнаты, объяснив, что вернетесь, когда он успокоится. Ломает чужие постройки, отнимает игрушки у товарищей? Отведите в сторону и дайте возможность успокоиться. Спросите: "Хочешь играть один?"
Мнения экспертов
Откуда берется агрессия и как на нее реагировать
Людмила Аншакова, психолог:
- Физическую разрядку нужно грамотно спланировать. Если бесконтрольно бить подушку, гнев можно раздуть до истерики. Лучше придумать игру. Положите на пол веревку - это цирковой канат. Ходим по нему и сражаемся подушками. Если я тебя собью, ты упал на батут и игра закончена. А главное - дотронуться до человека, взять его за руку, за ногу - не важно. Тактильные ощущения помогут справиться с гневом.
Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ:
- Чтобы предупредить агрессию, важно не только быть внимательным к ребенку, но и дать ему возможность пошалить. Сократите количество запретов: нельзя делать плохо другим (в том числе обижать животных); нельзя делать плохо себе; нельзя портить вещи. Такая позиция позволит ребенку быстрее сориентироваться в конкретной ситуации.
Адекватное выражение гнева развивает у человека важные качества: лидерство, способность принимать решения, брать на себя ответственность. Когда ребенок умеет понимать свои чувства, он может оценить, какая ситуация ему приятна, а какая вызывает злость.
Важно: предложите привлекательную альтернативу. Для ребенка это прежде всего совместная деятельность: "Когда ты успокоишься, мы сможем вместе поиграть".
Цель: ребенок должен понять - когда он злой, с ним не хотят общаться, а когда успокоится, все ему очень рады.
Полезно: покажите положительный результат происходящего. "Это даже хорошо, что он площадку разровнял, мы сможем построить башню еще лучше".
Совет: если гнев переходит в истерику, прижмите ребенка к себе и поглаживайте по спине. Тело и эмоции неразрывно связаны. Когда расслабляются мышцы, человек быстрее успокаивается.
Словесная агрессия: "Я буду разговаривать, когда ты сменишь тон. Для тебя - нормально, для меня - нет".
Важно: самому не кричать и не оскорблять ребенка.
Снять напряжение: необходимо научить детей контролировать свои эмоции и одновременно избавляться от их негативных последствий.
Справиться со злостью можно по-разному:
- сворачиваем трубку из бумаги и кричим в нее;
- выплевываем злость в пакет;
- пинаем подушку;
- рисуем гнев в своем воображении (какого он цвета, как звучит, на что похож, как мы его чувствуем), когда представили - можно обсудить и дойти до смешного (чем пахнет гнев, как меняется);
- описываем или рисуем все, что злит и раздражает.
Настораживающие факторы
Внимательно понаблюдайте за ребенком: если причины агрессивного поведения не ясны, обратитесь к специалисту.
Консультация требуется, если:
ребенок злится чаще, чем радуется;
гневная реакция на ситуацию неадекватна;
игнорирует запрет на агрессию в отношении живых существ;
злость сопровождается вегетативными проявлениями (потеет, краснеет, холодеют руки).