В Швейцарском городе Давосе начались встречи и совещания двух с половиной тысяч политиков и финансистов. Большинство обозревателей сразу же отметили, что отличительной чертой нынешнего форума является упадническое настроение его участников. Наиболее показательно его выразил основатель давосских встреч – Клаус Шваб: он заявил о «смерти капитализма». Об этом в пятницу, 26 января сообщает сайт НТВ.
Европейские обозреватели пишут: если прежде участников форума ненавидели только жители кантона Граубюнден, вынужденные терпеть повышенные меры безопасности, и заезжие антиглобалисты, – то теперь к собравшимся с недоверием относится большинство населения «золотого миллиарда». По мнению аналитиков, это связано с тем, что мировые элиты уже отказались от сохранения образа жизни, привычного для миллионов западных людей: «Если оценивать экономические модели, действующие сейчас, то они в первую очередь ориентированы на западные страны, основаны на высоком уровне потребления и требуют значительного капитала. Это все в нынешней ситуации работает не очень хорошо. Сейчас, когда правительство урезает расходы, у нас для этого просто нет ресурсов. Таким образом, главный вопрос: а какими могут быть новые модели?» – заявил управляющий директор Всемирного экономического форума в Давосе Роберт Гринхилл.
Как ни парадоксально, но страна, успешнее всех строящая иную экономическую модель, от участия в форуме воздержалась. Руководство Китая впервые за 30 лет не стало представлять на собрании своих политиков и финансистов. Формальной причиной стало то, что организаторы форума отказались сдвинуть сроки проведения так, чтобы он не совпадал со встречей китайского Нового года, хотя еще в ноябре китайский МИД направил в Давос соответствующую просьбу. В частности, в ней говорилось: «Вы же не проводите форум под Рождество». Однако ответа не последовало.
На самом же деле, отсутствие китайской делегации, по мнению аналитиков, связано с изменением геоэкономического баланса в последние годы. КНР больше не хочет играть роль младшего партнера, а мировые элиты не торопятся повышать статус Китая в международных финансовых институтах.