В интервью газете «Известия» он сравнил ситуацию в сфере образования с тяжелым положением Российской империи после Крымской войны 1853–1856 годами.

Андрей Фурсенко также привел пример канцлера Александра Горчакова, который после поражения государства в этой кампании заявил, что «Россия сосредотачивается».

По словам министра, в России принято больше говорить о негативе, чем о хорошем, однако «в плане адекватной оценки ситуации» от Года учителя удалось получить многое.

Глава Минобрнауки РФ признал, что в стране по-прежнему существует проблема подготовки качественных педагогических кадров. Он отметил, что «сегодня миссия учителя принципиально иная по сравнению с тем, что было еще 20 лет назад».

Тем не менее учителя старшего поколения не готовы расстаться с рабочими местами и уступить дорогу молодым, и педагогический корпус обновляется «явно недостаточными темпами».

Несмотря на это, Андрей Фурсенко считает успешным национальный проект «Образование», запущенный в 2005 году. Владимиром Путиным, занимавшим тогда пост президента страны. Министр заявил, что власть, бизнес и общество признали образовательную сферу ключевой для будущего страны, поэтому «недоверие, обиды и неприятие начали понемножку уступать место конструктивным обсуждениям и сотрудничеству».

Недостаток финансирования образования и науки, по словам Андрея Фурсенко, сохраняется, однако за минувшие шесть лет годовое финансирование студента российского вуза выросло с 20 до 70 тысяч рублей, что является «существенным продвижением даже с учетом инфляции».

Теперь министр собирается добиться того, чтобы средняя зарплата учителей соответствовала средней зарплате по экономике конкретного субъекта РФ. В России пока насчитывается всего 20 таких регионов.