Недавно в Китае представили план развития национального футбола до 2050 года. Цель амбициознейшая: к «экватору» XXI века вывести китайскую сборную в чемпионы мира! Да и в других странах успешно реализуются масштабные проекты, связанные с самой популярной игрой на планете. А что у нас? Пока больше слов, чем дела.
Великий китайский план стоит на азарте и расчете
Подготовка китайской программы шла многие месяцы и курировалась на всех ступенях властной вертикали — от Федерации футбола Китая и Минспорта до главы государства. Кстати, нынешний лидер Поднебесной Си Цзиньпин слывет фанатом футбола, коллекционирует майки звезд и совместные фото с ними. «Китай должен осуществить три мечты: организовать чемпионат мира, отобраться на него и, наконец, одержать в нем победу», — не устает повторять Цзиньпин. Естественно, китайские чиновники в отношении футбольных программ рвут и мечут.
Впрочем, проблемами футбола в Поднебесной занялись еще до прихода Цзиньпина на высший пост в государстве. Первым шагом стала беспрецедентная кампания против договорных матчей, прошедшая в 2009-2013 годах: 50 арестов, 33 пожизненные дисквалификации, ссылки команд в низшие лиги, многолетние тюремные сроки (бывший капитан сборной сел на 10 лет!). Параллельно было прекращено госфинансирование федерации футбола. Эффект впечатляет: китайский чемпионат резко прибавил, теперь в него едут звезды из Европы, а местный клуб впервые за два десятилетия выиграл азиатскую Лигу чемпионов.
Сейчас китайцы обратились к массовому футболу. Основная идея: не только развивать специализированные интернаты, но и сосредоточить усилия на внедрении уроков футбола в обычных школах. К 2017 году 20 тысяч школ будут оснащены современными полями, а к 2025-му их станет 50 тысяч. Уже написаны семь футбольных учебников для школьников, где пошагово разъясняется, как делать передачи и подкаты, бить по воротам и финтить.
Другое направление национальной программы — закладка экономического базиса. По плану к 2025 году внутренний спортивный рынок должен выйти на устрашающий уровень: 800 млрд долларов годового объема! Представляете эту цифру? Чтобы привлечь средства в футбол, Госсовет установил щедрую льготу на налоги для спонсирующих его компаний — вместо 25% всего 3%. И деньги хлынули рекой. Всего за год неподалеку от Гуанчжоу инвестор построил самую крупную в мире футбольную академию стоимостью почти 200 млн долларов — 80 полей, 500 тренеров, 2,5 тысячи учащихся...
В Европе скепсис в отношении китайских амбиций сменяется реверансами. «Подход к развитию футбола в Китае выбран очень верно. Он растет в геометрической прогрессии», — изумляется тренер «Манчестер Сити» Мануэль Пеллегрини. «Если прогресс продолжится, чемпионат Китая может очень скоро войти в число лучших в мире», — считает президент испанской Ла Лиги Хавьер Тебас.
В США соккер заставил нервничать бейсболистов
Другая страна, которую мы по старинке причисляем к нефутбольным, — США. Еще в начале 2000-х американцы считали соккер второсортным видом спорта, но уже сейчас ситуация кардинально изменилась. Причем не благодаря директивным планам правительства, а снизу. В 2012-м за футболом следили уже 35% населения США, а 7% считали себя рьяными фанатами. Причем среди тинейджеров соккер сравнялся по популярности с бейсболом. В 2014-м телерейтинги матча США — Португалия на чемпионате мира превысили показатели решающих встреч НХЛ и НБА. А Главная лига футбола (MLS) по средней посещаемости догнала чемпионаты Италии и Франции. Как итог, выросло и количество детей в футбольных школах: в 2015 году в 11 838 секциях насчитывалось 432 589 учеников — в девять раз больше, чем в 1970-х.
Немцы навели орднунг
Но если Китай с США конвертировать свои проекты в достижения национальной сборной пока не успели, то среди европейских стран уже есть такие примеры. Самый яркий — Германия. На рубеже веков дела у немецкой сборной не слишком ладились. На ЧМ-1998 она получила чувствительную оплеуху от хорватов — 0:3, а на Евро-2000 вовсе не вышла из группы. При этом средний возраст команды достигал 31 года. Стало ясно: пора что-то менять.
Внедренная Немецким футбольным союзом «Программа поддержки талантов» предусматривала целый комплекс мер. В дополнение к детским футбольным школам были созданы «опорные пункты», куда отбирались лучшие ученики в возрасте 11-14 лет. Работа в них ведется по единым методикам, спущенным из футбольного союза (при нем, в свою очередь, создали научный комплекс, где планы тренировок были разработаны с удивительной педантичностью и доскональностью). Ежемесячно тренеры отправляют наверх статистику по всем подопечным, а еще дважды в год учащиеся проходят углубленное тестирование. Все унифицировано, все под контролем.
Другим направлением стало налаживание контакта с клубами. Их обязали построить тренировочные академии для молодежи как минимум с тремя полями. В итоге за 10 лет количество молодых футболистов в Бундеслиге возросло в 2,5 раза. А воедино всю систему связал отлаженный скаутинг: тысяча профессиональных наблюдателей регулярно просматривают и собирают досье на 14 тысяч игроков. Кстати, во всех видах школ дети занимаются абсолютно бесплатно, а вся программа обходится футбольному союзу в 8-10 млн евро ежегодно. В России, если помните, до недавних пор столько тратили на содержание тренера сборной. Результат же говорит сам за себя: в 2014 году сборная Германии стала чемпионом мира, причем средний возраст игроков составил менее 26 лет.
Австрия и Исландия берут не количеством, а качеством
Немецкий опыт переняла соседняя Австрия. Там созданы 29 центров футбольного образования (LAZ), а также принят единый план работы 12 академий при профессиональных клубах (AKA). Кроме того, в 2009-м был запущен «Проект-12» — программа отбора и поддержки наиболее талантливых футболистов в возрасте от 15 лет до 21 года. Несколько человек из «Проекта-12» уже заиграны за первую сборную страны. А сама она уверенно отобралась на Евро-2016, убедительно победив сборную России.
Еще более впечатляющим оказался взлет футбола в Исландии — стране с населением в 320 тысяч человек, сборная которой вышла на Евро-2016, опередив в своей подгруппе Турцию и Голландию. Ставку на футбол исландские власти сделали в конце 1990-х, когда страна переживала острый социальный кризис. C тех пор число полей с искусственным покрытием выросло с 5 до 17, мини-футбольных залов — с 7 до 130 (в каждой школе обустроили по пять штук), появилось 7 теплых манежей.
Только вдумайтесь в эти цифры: сегодня в Исландии более 700 лицензированных тренеров, у которых занимаются 22 тысячи футболистов. То есть 0,2% и 7% населения страны соответственно (в России аналогичные показатели составляют 0,0004% и 0,2%). А матчи чемпионата страны посещают 1,7% исландцев (в России — 0,008% населения).
В России о футболе любят поговорить
А есть и еще одна нелицеприятная для нашего футбола цифра: 73% россиян, опрошенных ВЦИОМом в 2014 году, заявили, что спорт номер один им безразличен... На таком фундаменте трудно что-то построить. Впрочем, мы не особенно и стараемся.
О масштабном развитии российского футбола галдели в середине 2000-х. Поводом стала частная инициатива — созданный при поддержке миллиардера Романа Абрамовича фонд «Национальная академия футбола». Тратя в год 1 млрд рублей, фонд построил 130 полей с искусственным покрытием и поддерживал детские образовательные программы. Самым крупным его детищем стала Академия имени Коноплева в Тольятти, которая дала свои всходы в виде Алана Дзагоева (ЦСКА) и Артура Юсупова («Зенит»). Но к 2012 году энтузиазм Абрамовича иссяк, и фонд был закрыт.
А что РФС? В 2010 году его глава Сергей Фурсенко в ответ на получение Россией права проведения ЧМ-2018 провозгласил во всеуслышание цель: победить на домашнем мундиале. Но дальше слов не пошел. В 2012-м после провала сборной на Евро Фурсенко сменил Николай Толстых, который поссорился со всеми спонсорами. И тут уж стало вовсе не до развития футбола — главная цель звучала куда скромнее: не допустить банкротства союза. РФС в промежутках между скандалами умудрился принять программу «Развитие футбола в РФ до 2020 года», но, похоже, она давно заброшена: на сайте организации ей посвящена лишь одна страница, где в самых общих словах описывается предполагаемый начальный этап...
В конце прошлого года развитием футбола озаботился президент Владимир Путин, собрав специальное заседание Госсовета. Речь уже шла о программе до 2030 года. Довольно общо высказавшись по глобальным вопросам, президент сфокусировался на излишних тратах госкомпаний на покупку легионеров в клубы Премьер-лиги, а также на неправедных агентах, наживающихся на этих трансферах. Посыл ясен: в текущей ситуации уместнее думать о тотальном сокращении расходов, а не о строительстве полей по всей стране.
Недавно министр спорта, он же глава РФС Виталий Мутко поставил нашему футболу окончательный диагноз: «Абсолютный хаос. Бесконечная смена тренеров юношеских сборных. Агенты влияют на вызовы в сборную. Детские спортивные школы влачат жалкое существование. Клубы Премьер-лиги просто откупаются: содержат свои школы, не занимаясь методически и не давая никакого шанса подняться игрокам. Программа, которая была в РФС, зачехлена, ей никто не занимался». Рецепт от министра? Подождать еще 7-10 лет, тогда, глядишь, и появятся результаты.
А подготовка к домашнему мундиалю признана провалившейся. Выход один: раздавать российские паспорта способным легионерам. «Посмотрим на точечную натурализацию, потому что за два года мы, конечно, уже никого нового не вырастим», — сообщил Мутко.
Такими темпами не то что за Китаем, но и за Исландией не угнаться...